Процесс принятия антитабачного закона в нашей стране получил широкий резонанс и вызвал шумные дискуссии. Одни называли документ прогрессивным, другие – слишком жестким и убивающим малый бизнес. Однако утвержденный в итоге закон едва ли в полной мере подходит под эти эпитеты.
Безусловно, по сравнению с нынешней практически полной вседозволенностью ожидаемые курильщиков ограничения будут ощутимы, но в некоторых странах любители табака сталкиваются и с более серьезными запретами. Очевидно и то, что закон нанесет некоторый экономический урон как производителям табачной продукции, так и продавцам, а также владельцам баров и ресторанов. Мировой опыт показывает, что антитабачные ограничения хоть и серьезно затрагивают малый бизнес, но не убивают его, а значит, делают только сильнее.
No smoking
Воинствующие курильщики и борцы за свободу затяжки негодуют: новый закон запрещает курить почти везде! Но в реальности перечень мест, где начнут действовать таблички No smoking, не так уж и велик. Как известно, по новому закону курение будет запрещено на территориях учреждений, оказывающих образовательные, медицинские услуги, в местах проведения культурных и спортивных мероприятий, в помещениях социальных служб, в поездах, на кораблях, на транспортных средствах городского и пригородного сообщения, в 15 метрах от входа на вокзалы, станции метро, аэропорты, морские и речные порты (равно как и на территории этих объектов). Закурить нельзя будет в гостиницах, на рынках, в заведениях общепита, в помещениях органов госвласти, на рабочих местах, в лифтах и подъездах многоквартирных домов, на детских площадках и пляжах, на автозаправках, а также на пассажирских платформах, используемых исключительно для пригородных поездов.
Как оказывается, во многих из этих объектов курильщику и так не приходит в голову лезть за сигаретой, еще ряд объектов для среднестатистического россиянина не являются местами постоянных посещений. Что касается курения на работе, то лишь малая часть может похвастаться тем, что работодатель выделил для этих целей специальное место с необходимой системой вентиляции. А в подавляющем большинстве случаев россияне ходят курить на улицу, причем в любое время года. Так что резкого роста числа случаев острых респираторных заболеваний и гриппа из-за необходимости в морозные минус двадцать наскоро курить, едва прикрывшись курточкой, не ожидает, пожалуй, даже заботливый Роспотребнадзор.
Таким образом, для курильщиков осталось еще довольно много места, где можно позволить себе разгуляться. Кроме таких бесспорных свободных зон, как собственный дом или квартира и личный автомобиль, любитель затянуться может безнаказанно курить на улицах, во дворах, на остановках общественного транспорта (на зависть чешским братьям по несчастью), в парках. "Курить можно будет даже в подземных переходах, где открытое продуваемое пространство. На самом деле остается не так уж мало мест, где можно будет курить. Ограничения не так уж и жестки в сравнении с рядом стран, где сегодня власти запрещают курение даже на некоторых улицах", — отмечает первый замглавы Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко.
Краткосрочный спад
Владельцы баров и ресторанов бьют тревогу: с 1 июля 2014г. заработает полный запрет на курение в заведениях общепита, и рестораторы ожидают падения доходов. Опыт других стран в этом плане неоднозначен. Обычно в первые месяцы введения запрета доходы действительно падают, но затем чаще всего через относительно непродолжительное время (за которое клиенты успевают приспособиться к новым правилам) продажи восстанавливаются и даже растут. Так, в американском штате Вашингтон через два года после введения запрета доходы баров и ресторанов возросли на 105,5 млн долл.
Еще одно ограничение — запрет на открытую выкладку табачной продукции. Как утверждают противники данной меры, это ограничивает права потребителя на полноту информации о продукте, а отсутствие рекламы еще больше затрудняет выбор. В этой ситуации действительно будет сложно продвигать новые марки, гипотетическое появление на рынке нового игрока сводится практически к нулю. А вот с уже популярными брендами все не так уж и плохо. Спрос на них, скорее всего, зафиксируется примерно на нынешнем уровне с учетом привычек и вкусов курильщиков, хотя может несколько сместиться в сторону более экономичного сегмента. Другое дело, что спрос в долгосрочной перспективе может сократиться, потому что привлекать новых клиентов из числа подростков станет все сложнее. Что, впрочем, является одной из задач антитабачной политики любого ответственного государства.
Выгодная контрабанда
Риск роста контрабандных поставок сигарет пока остается в числе потенциальных, так как правительство, утвердив умеренные акцизы на табак до 2015г., предложенные Минфином, пока не собирается их увеличивать. Ярые борцы с табакопроизводителями не спорят, что планомерный рост акцизов и цен на сигареты рано или поздно приведет к увеличению доли нелегальной продукции на рынке, прежде всего из стран – партнеров по Таможенному союзу, где цены на сигареты уже сейчас значительно ниже российских.
Однако, по оценкам экспертов, рост нелегального потребления будет существенно ниже эффекта от роста акцизных сборов. Эксперты Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) Российской экономической школы подсчитали, что в случае реализации сценария, характерного для большинства западноевропейских стран, с ростом акцизов примерно на 85% в год и доведением в 2015г. доли акциза в цене пачки сигареты до 65% акцизные сборы могут составить до 940 млрд руб. против 340-350 млрд руб., которые государство получит при реализации нынешней налоговой политики. И хотя бюджетные потери из-за нелегального рынка по нынешнему сценарию оцениваются всего в 17 млрд руб., а по среднеевропейскому — в 185-195 млрд руб., в конечном счете применение среднеевропейского сценария для бюджета оказывается выгоднее.
Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин убежден, что России необходимо поднять акциз до уровня не менее 2,32 долл. за пачку. "Надо выйти на 1 трлн руб. дохода от акцизов. Конечно, в этом случае мы получим контрабанду в 10-15%, как в Великобритании, в Турции. Ничего страшного для бюджета эта контрабанда не несет, потому что бюджет все равно с каждым повышением в плюсе", — заявляет представитель КонфОП.
В Минфине же уверяют, что риски взрывного роста незаконных поставок табачной продукции из Белоруссии и Казахстана преувеличены. Заместитель начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ Нина Нечипорчук на одной из конференций обратила внимание на то, хотя в рамках Таможенного союза между тремя странами отсутствуют всякого рода барьеры в виде таможенных пошлин и таможенного контроля, но в отношении табачной продукции сохранен контроль при ввозе в РФ. "Это связано с тем, что табачная продукция маркируется на территории РФ при ввозе. По территории России она без российской акцизной марки обращаться не имеет права", — пояснила она.
Еще одной причиной того, что белорусские и казахстанские сигареты еще не скоро заполонят прилавки российских магазинов, является хитроумная норма антитабачного закона о минимальной цене на сигареты. По закону, она не должна составлять менее 75% от максимальной розничной цены (МРЦ), которую устанавливают сами производители. За границы этой ценовой "вилки" продавцы в подавляющем большинстве случаев не выходят. "Большая часть продавцов торгуют по максимальной розничной цене или с небольшими скидками, в районе пары рублей. Разница между закупочной ценой и ценой продажи составляет около 18%. То есть даже оптовая цена будет больше минимальной", — отмечает Антон Воронов, генеральный директор группы компаний "Табачный капитан", которая имеет в Москве сеть из порядка 90 специализированных табачных киосков.
Эпилог
Ужесточение регулирования табачной отрасли — большой прогресс для России, которой необходимо избавляться от малопочетного второго места в рейтинге самых курящих стран мира. Но что бы ни говорилось о жесткости и прогрессивности нового антитабачного закона, очевидно, что табакопроизводителям, которые больше всего опасаются прямых экономических мер, удалось выиграть свой маленький бой. В документ вместо директивной минимальной цены (которую надо бы установить выше нынешних средних цен) введена малоэффективная "вилка", а значит, механизм ценообразования во многом остался в руках у производителей табачной продукции. Спущена на тормозах инициатива Минздрава о более радикальном увеличении акцизов на табак до 2015г. Кроме того, малой кровью отделались владельцы ларьков, которым придется лишь потратиться на закупку павильончиков с торговыми залами для замены обычных киосков. И хотя документ еще не вступил в силу, в Госдуме уже начинаются разговоры о возможном внесении в него поправок для большей эффективности.