Объем табачного рынка России, по оценке Philip Morris International (PMI, марки Marlboro, Parliament), в первом квартале упал на 7,9% — это самое заметное сокращение с начала 2015 года. Оно могло быть вызвано тем, что в конце прошлого года производители делали запасы, готовясь к изменениям в законодательстве: в этом году сигареты, произведенные сверх прошлогодних объемов, будут облагаться дополнительным акцизом. По итогам всего 2017 года PMI ожидает падения рынка до 5-6%.

Рынок сигарет в России в первом квартале 2017 года составил 54,7 млрд штук, что на 7,9% ниже аналогичного периода прошлого года, сказано в отчетности PMI. В пресс-службе табачного производителя пояснили, что данный показатель отражает продажи продукции от дистрибуторов в розничное звено. Из материалов компании следует, что более сильное падение рынка ранее было отмечено в первом квартале 2015 года (тогда оно составило 9,3%). Спад в начале этого года PMI объяснила повышением акциза и последовавшим за этим ростом цен. С 1 января специфическая часть акциза увеличилась до 1562 руб. за 1 тыс. сигарет, адвалорная (процент от розничной цены) — до 14,5%.

Собственные отгрузки PMI по итогам первого квартала упали на 16,7%, до 14,8 млрд сигарет. Без учета изменения товарных запасов у дистрибутора, которые пополнялись в первом квартале 2016 года, отгрузки в январе—марте этого года снизились только на 7,5%, отметила компания. Доля PMI в России в первом квартале сократилась на 0,4 п. п., до 27,4%. Компания связала это с тем, что продукция конкурентов с повышенными ценами медленнее доходила до конечного потребителя. Также PMI отметила, что, хотя с июля 2016 года в России табачным компаниям запретили производить сигареты в пачках больших форматов (более 20 сигарет), остатки такой продукции остаются в торговой цепочке. По словам директора по работе с глобальными компаниями Nielsen Марины Лапенковой, потребление сигарет в больших упаковках в первом квартале 2017 года снизилось более чем на 60%. Эксперт считает, что именно запрет таких упаковок стал основной причиной, повлиявшей на снижение объемов продаж на табачном рынке России в начале этого года.

Отрицательная динамика рынка в первом квартале может быть связана и с тем, что в конце прошлого года табачные компании создавали большие стоки, полагает главный редактор отраслевой медиагруппы "Русский табак" Максим Королев. "Они всегда создают запасы продукции со старым акцизом в четвертом квартале, но в этот раз могли делать их еще больше из-за новых требований законодательства",— говорит он. Речь идет об изменениях в Налоговом кодексе: в соответствии с ними табачники должны платить дополнительный акциз по коэффициенту 1,3 с того объема продукции, который реализуется в любой из месяцев в период с 1 сентября по 31 декабря сверх среднемесячного объема прошлого календарного года. Минфин, предложивший эту меру, считает, что она позволит избежать "многолетней практики, когда налогоплательщики, зная о предстоящем с очередного года повышении ставок акциза, формируют в конце года значительные запасы подакцизной продукции, при производстве которой акциз уплачивается по ставкам текущего года".

В 2016 году, по данным PMI, объем табачного рынка в России снизился на 4,6%, до 280,7 млрд штук. По итогам текущего года компания ожидает более существенного сокращения — до 5-6%. Основные конкуренты PMI, JTI (марки Winston, Sobranie) и "БАТ Россия" (Kent, Alliance), не предоставили своих прогнозов по динамике рынка в этом году.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar