Проект антитабачной концепции Минздрава РФ не получил согласования у ключевых экономических министерств правительства — претензии Минфина, Минпромторга, Минэкономразвития и Минсельхоза к документу были учтены лишь частично, и ведомства сформировали обширные таблицы разногласий с Минздравом.
В октябре глава Минздрава РФ Вероника Скворцова сообщила о том, что в правительство на рассмотрение внесена новая антитабачная концепция на 2018-2022 годы и дальнейшую перспективу.
В распоряжении агентства "Прайм" имеется внесенный в правительство вариант проекта концепции вместе с отзывами ряда министерств и ведомств. Комментарии министерств приходили с начала июня до конца августа текущего года. Среди документов — ряд таблиц разногласий, в которых министерства сформировали свои возражения к антитабачной концепции.
Проект концепции предполагает целый ряд мер в различных сферах регулирования, которые, по замыслу авторов документа, должны снизить потребление табака в России.
Среди таких мер — недопущение установления органами государственной власти любых партнерских отношений с табачными организациями, введение для производителей табачной продукции обязанности представлять информацию о затратах на маркетинг, поэтапное повышение ставок акцизов на табачные изделия и электронные системы доставки никотина.
Среди других предложений — запрет курения на остановках автобусов, в подземных и надземных переходах; введение стандартизированной упаковки для табачных изделий. Кроме того, Минздрав предлагает разрешить розничную продажу табачных изделий в городах только в торговых объектах общей площадью не менее 50 квадратных метров, а в магазинах площадью больше 100 квадратных метров продавать ее лишь в специально отведенных местах.
Кто поддержал концепцию
Как следует из имеющегося у агентства документа, проект концепции согласовали Минспорт, Федеральная таможенная служба (ФТС), Росстат и Роспотребнадзор. Не возникло замечаний и предложений и у Федеральной налоговой службы (ФНС). Минобрнауки сочло возможным согласовать документ с учетом замечаний — они носили уточняющий и терминологический характер и, как пишет Минздрав, были учтены в полном объеме.
Замечания к концепции возникли и у Минюста. Например, министерство не поддержало предложение включить в число целевых ориентиров концепции обеспечение условий, при которых доступ к табачной продукции для граждан, родившихся после 2015 года, на протяжении всей их жизни будет недоступен. В итоге все замечания Минюста также были учтены.
МВД написало о возможности согласования проекта с учетом своих замечаний, однако они были учтены лишь частично. В частности, Минздрав добавил в перечень мер по предотвращению незаконной торговли табачными изделиями предложение ввести более строгие правила приобретения специальных марок для маркировки табачной продукции.
Однако, к примеру, Минздрав не стал исключать из концепции предложение о расширении перечня общественных мест, за курение в которых установлена административная ответственность, хотя МВД указывало, что эта идея не учитывает увеличения нагрузки на сотрудников органов внутренних дел по пресечению соответствующих правонарушений.
Налоги и акцизы
У экономического блока правительства претензии были, и учтены они были лишь очень избирательно. В результате Минпромторг, Минэкономразвития, Минфин, Минсельхоз, Минкомсвязи, Федеральная антимонопольная служба (ФАС), а также Минкультуры направили в Минздрав таблицы разногласий по некоторым позициям концепции.
Так, Минфин предложил убрать из концепции предложения, касающиеся повышения ставок акцизов на табачные изделия, введения с 2018 года в России налога на розничную продажу табачных изделий и экологического налога на сигареты, а также запрета на все виды безналоговых и беспошлинных продаж табачных изделий.
В результате из проекта концепции было исключено положение о налоге на розничную продажу сигарет, а также конкретные ставки акцизов на табачные изделия, однако прочие предлагаемые меры сохранены.
В свою очередь, Минэкономразвития в своей таблице разногласий указывает, что сейчас на законодательном уровне закреплена норма о регулировании минимальных цен на сигареты. Минимальные розничные цены на сигареты должны составлять не менее 75% от максимальных розничных цен, утвержденных производителем.
Принятие же дополнительных ограничений по ценовому регулированию, по мнению министерства, приведет не к снижению потребления табака, а к массовой переориентации потребителей на нелегальную табачную продукцию.
Торговля
ФАС писала, что введение новых мер запретительного характера для производителей и потребителей табачной продукции возможно лишь после всесторонней оценки эффективности уже принятых ограничений, кроме того — с учетом мнения самих потребителей, отраслевого и экспертного сообществ.
Затрагивая предложение Минздрава о введении дополнительной маркировки вместе с идеей о стандартизированной упаковке, антимонопольное ведомство указывало, что это может привести к избыточным барьерам для реализации табачных изделий, осложнит доступ на рынок новых добросовестных производителей, и в итоге – ударит по конкуренции.
Кроме того, дополнительные ограничения к торговым объектам, осуществляющим розничную продажу табачной продукции, по мнению ФАС, ставят субъекты малого предпринимательства в заведомо худшее положение по сравнению с сетевой розницей. Такая политика может привести к перераспределению покупательских потоков в интересах торговых сетей и создаст преференции крупным ритейлерам.
Введение новых требований к торговым объектам не поддержал и Минпромторг. По мнению министерства, эта мера повлечет дополнительную финансовую и административную нагрузку на бизнес, а для малого торгового бизнеса и "вовсе может оказаться губительной". О появлении дополнительных торговых барьеров пишет также Минэкономразвития.
Нелегальный оборот и социальная напряженность
В свою очередь, Минсельхоз РФ писал, что реализация ряда положений и запретов, предлагаемых в проекте концепции, угрожает ростом нелегального оборота табачной продукции, потерями для бюджетной системы РФ в связи со снижением собираемости налогов, а также повышением социальной напряженности. Введение запрета на производство, ввоз и обращение некурительных табачных изделий Минсельхоз назвал преждевременной мерой.
Комментируя меры концепции, направленные на защиту государственной политики противодействия потреблению табака, аграрное министерство отметило, что расширение правил взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с табачными организациями (определены законом об охране здоровья от воздействия табачного дыма) может снизить эффективность регулирования табачной отрасли.
При этом Минздрав, хотя и убрал из проекта документа требование о запрете на участие госслужащих в мероприятиях общественных организаций, которые получали финансовую помощь от табачных организаций, указал, что уже действующие правила взаимодействия требуют развития.
В Минсельхозе также назвали предложения о размещении предупреждений о вреде потребления табака на обертке фильтра сигарет и сигаретной бумаге не имеющим мировых аналогов и трудноосуществимым. По мнению министерства, это приведет к увеличению содержания вредных веществ в табачном дыме из-за использования типографской краски, а текст предупреждения будет мелким и не читаемым.
Одновременно Минкомсвязи в своей таблице разногласий указало, что реализовать полный запрет на курение табака в личном транспорте в присутствии детей крайне затруднительно. По мнению министерства, предлагаемая норма может вызвать проблемы в правоприменении, включая возможные злоупотребления.