В первом квартале 2012 года 71% компаний подали налоговые декларации в электронном виде, таковы последние данные ФНС России. Кроме того, в последние годы постоянно снижается количество выездных налоговых проверок. По последним данным, менее одной компании из тысячи ежегодно проходит выездную налоговую проверку. Налоговики пошли дальше и в своем рвении облегчить жизнь налогоплательщикам приглашают на консультации по такому сложному сегодня вопросу, как трансфертное ценообразование.
"Закон о трансфертном ценообразовании необычен по своей структуре в налоговом праве, — говорит заместитель руководителя ФНС России Алексей Оверчук. — Он вводит целый ряд новых понятий, и, конечно же, эти новации вызвали беспокойство среди налогоплательщиков, поэтому мы стараемся выстроить с ними конструктивный диалог и никогда не отказываемся от различных встреч для того, чтобы объяснить нашу позицию. Кроме того, мы считаем, что контроль за трансфертными ценами невозможен вне режима профессионального диалога".
Модель предварительных встреч — это новшество лишь для России. Например, в таких странах, как США, Канада, Австралия, такая практика — норма. "Налоговая служба старается сделать процесс перехода к новым правилам наиболее комфортным, а также соответствующим лучшим международным стандартам", — считает начальник управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России Дмитрий Вольвач.
Помимо внедрения консультаций, помогающих налогоплательщикам освоиться в дебрях нового трансфертного законодательства, налоговики планируют снизить издержки налогоплательщиков, связанные с исполнением налогового законодательства за счет развития новых инструментов налогового администрирования.
"Перед нами по-прежнему стоит задача создания стимулирующей налоговой системы, т.е. той налоговой системы, которая по крайней мере не препятствовала бы инвестициям и модернизации, — говорит директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики минфина Илья Трунин. — Мы за последний год приняли достаточно много решений в этой области. Например, в отношении ускоренной амортизации. Также мы готовим еще одно решение, которое снимет определенное препятствие обновления основных средств. Мы предлагаем исключить из базы налога на имущество движимое имущество, которое было приобретено и введено в эксплуатацию с 1 января 2012 года".
Кроме того, в связи с тем, что в ближайшие годы ожидается рост обязательств бюджета, налоговые органы будут изыскивать новые источники дохода. И прежде всего это коснется повышения ставок акцизов. "У нас уже была волна резкого повышения акцизов, прежде всего на табак, — говорит Илья Трунин. — Сейчас в России цены на табачную и алкогольную продукцию существенно ниже, чем, например, в странах Восточной Европы, не говоря уже о Западной. Мы не хотим немедленно приводить их в соответствие, но в то же время мы пониманием, что низкая цена оказывает влияние на потребление этой продукции. Поэтому задачи в области здравоохранения дают нам направление, в котором мы можем изыскать дополнительный доход. Мы считаем, что ставки акцизов прежде всего на табачную продукцию могут быть повышены еще больше, чем это предусмотрено сейчас Налоговым кодексом. С 2013-2014 года мы будем уже конкретно думать над этим".
Сейчас ставки акцизов партнеров по Таможенному союзу существенно ниже, чем в России. Последнее повышение акцизных ставок в России и вместе с ним рост цен на розничную продукцию спровоцировал активный приток табачной продукции из Белоруссии и Казахстана, а это прямые потери для отечественных налоговиков. В связи с этим в ближайшее время будут проводиться переговоры с партнерами по Таможенному союзу по поводу гармонизации ставок акцизов.
Помимо "табачников" вторым источником дополнительных доходов станет повышенное налогообложение природных ресурсов. В первую очередь оно коснется газовой отрасли. "Правительство приняло решение ежегодно повышать оптовые цены на газ примерно на 15% к предыдущему году, — отмечает Илья Трунин. — Это своего рода налог на всю экономику, потому что каждый из нас пользуется энергией. Правительство предложило изымать в бюджет от этого прироста определенную долю через налог на добычу полезных ископаемых. Доля эта составит примерно 80% от тех доходов, которые получает газовая отрасль. Конечно, эта цифра будет меняться с учетом инфляции и других дополнительных расходов, таких как рост доходов на транспортировку газа и т.д. Дополнительные доходы от такого решения в 2013 году будут небольшие, но к 2015 году могут достигнуть 300 млрд рублей".
Однако этот вопрос до сих пор обсуждается, поэтому среднесрочные параметры индексации цен и тарифов пока еще не утверждены. По заявлению минфина, в любом случае механизм повышения налогов будет формально привязан к решениям в области ценообразования тарифного регулирования на рынке.