Несмотря на кризис, для ряда россиян цена все еще не является определяющим фактором при походе за покупками. Зато широта ассортимента и возможность выбора как была, так и остается в числе главных факторов, влияющих на выбор потребителя. Особенно сильно влияние этого фактора в сегменте товаров средней и высокой ценовой категории. Таких, например, как сыры.
Рай для гурмана
Россия, конечно, не «сырная» страна. Или, во всяком случае, не такая, как Франция, Швейцария, Италия, Испания или Голландия – традиционные поставщики сыров на мировой рынок. Среднестатестическому россиянину куда привычнее бутерброд с докторской колбасой, чем сырная тарелка на завтрак. Впрочем, эта картина стала меняться еще несколько лет назад, когда в России начали открываться рестораны национальной кухни, и гурманы, распробовавшие сыры в местах общественного питания, потянулись за ними в магазины. Крупные премиальные сети мгновенно отреагировали на появление спроса на импортные деликатесы: в их ассортименте появились итальянские и французские сыры. Около трех лет назад в борьбу за вкусы россиян включилась и Испания – страна с сильнейшей традицией потребления сыра.
Классические испанские сыры на мировом рынке известны уже давно и пользуются заслуженным вниманием потребителей.
Коме того, как и их знаменитые итальянские или французские «собратья», некоторые испанские сыры носят уникальный характер, поскольку могут быть произведены только в определенной области Испании. Такие сыры имеют статус DOP. Например, среди европейских гурманов особенной популярностью пользуются испанский сыр Murcia Al Vino из провинции Мурсия, который изготавливается из молока коз местной мурсийской породы. Он имеет ярко выраженный сливочный вкус и тает во рту из-за своей высокой жирности (56%). В России же из испанских DO-сыров наиболее известным является, пожалуй, сыр Manchego, производимый в провинции Ла-Манча родины Дон-Кихота. Этот сыр может производиться вручную из сырого молока овец местной породы или в промышленных условиях из пастеризованного молока. Его традиционно подают в качестве тапас вместе с оливками и хамоном. Кроме того, Испания поставляет на мировой рынок такие DO-сыры как Idiazabal (копченый полутвердый сыр с острым, но сливочным вкусом), сыр Zamorano (очень зрелый сыр из одноименной провинции), сыр из провинции Камерано (Camerano) и многие другие.
К сожалению, российскому покупателю-гурману даже сегодня доступны далеко не все из них. И причина вовсе не в отстуствии спроса (ведь многие россияне выезжают на отдых в Испанию и имеют возможность не только продегустировать уникальные местные сыры, но и проникнуться любовью к ним). Проблема в том, что далеко не все компании готовы поставлять широкий ассортимент испанских сыров в российские супермаркеты. В итоге, ритейлерам, которые хотят удивить и порадовать своего покупателя, приходится работать сразу с несколькими операторами, а это не всегда удобно, поскольку усложняет логистику и нередко грозит срывом поставок.
Редкое исключение
Московская компания «Монкаса», пожалуй, единственная на российском рынке, кто работает практически со всей линейкой как классических испанских сыров, так и сыров, имеющих статус DOP. Здесь по праву гордятся широтой своего ассортимента и системой поставок из Испании. «Мы предоставляем своим клиентам самую широкую в России линейку испанских сыров самых разных типов: мягкие, твердые, полутвердые, зрелые и молодые сыры, — говорит директор по продажам в Москве и Московской области ООО «Монкаса» Оксана Колпакова. – У нас есть как сыры из коровьего, так и из козьего и овечьего молока. Сыры, изготовленные из пастеризованного и из непастеризованного сырья. Острые, пряные, копченые сыры, а также DO сыры из девяти испанских провинций».
Что касается системы поставок, то в «Монкаса» считают ее одним из самых весомых конкурентных преимуществ. «Для этих сыров необходим более жесткий контроль условий хранения в период доставки. Здесь крайне важно соблюдение условий влажности и температурного режима, — рассказывает директор по обеспечению продаж Инна Сакибаева. – Даже незначительные отклонения могут привести к потере вкусовых качеств продукта. И это не замедлит сказаться на отношении потребителей не только к самому товару, но и к магазину, который его предлагает». Чтобы ритейлер мог получать всегда свежий продукт с надлежащим сроком годности, «Монкаса» организует поставки сыров из Испании на свой склад в Москве не реже, чем два раза в месяц. Откуда уже на следующий день товар развозится прямо до торговых точек сетей, с которыми сотрудничает компания. «Мы предпочитаем избегать промежуточного звена с распределительным центром ритейлера и доставлять товар до магазина сами – только так мы можем гарантироват свежесть и надлежащие условия хранения товара», — объясняет Инна. Помимо оперативности и точности схема поставок «Монкаса» обладает еще одним важным преимуществом – она абсолютно легальна. Производители сыров, с которыми сотрудничает «Монкаса», в обязательном порядке включаются в списки разрешенных для ввоза в РФ. Товар ввозится под своими названиями, без занижения таможенных стоимостей и с соответствующим контролем качества при ввозе. Для крупных сетей, с которыми работает компания, это важный аспект: они могут быть спокойны за легальность продаваемого на полках товара и подтверждать его качество декларациями соответствия и необходимыми сертификатами.
Клиенты – лучший показатель
Преимущества сотрудничества с «Монкаса» успели оценить многие российские сети. Ее сыры уже присутствуют на полках «Азбуки вкуса», «Глобус Гурмэ», «Перекрестка», «Карусели», «Бахетле», «Гастронома №1» и некоторых других сетей. «То, что с нами сотрудничают такие крупные ритейлеры, мы считаем одним из лучших показателей своей эффективности», — говорит Оксана Колпакова. Широкий «разброс» сетей-партнеров «Монкаса» – от премиального «Глобуса Гурме» до вполне демократичной «Карусели» — результат широты ассортимента компании. «Нам есть что предложить и премиальным супермаркетам, и сетям, которые ориентируются на среднюю ценовую категорию, — объясняют Оксана — Например, в сети, работающие в формате «Глобус Гурме» и «Азбуки вкуса», мы можем поставлять деликатесные сыры DOP, которые контролируются по географическому названию и происхождению, и высоко ценятся среди российских гурманов.
А в более демократичном сегменте пользуются спросом козьи и овечьи сыры, не обладающие статусом DO. При легальном ввозе их стоимость на полке начинается от 700 руб/кг, что вполне по карману большинству московских покупателей». В «Монкаса» рассказывают, что супермаркеты также охотно берут такую позицию как «сырная тарелка» — ассорти из четырех видов испанских сыров. «Все потому, что эта позиция пользуется спросом, — объясняет Оксана.– Покупателю нравится: ему не нужно стоять в очереди в отдел сыров. Взял тарелку с полки – и проходи в кассу». Впрочем, в этом нет ничего удивительного: ведь как показывают маркетинговые исследования последних лет, помимо широты ассортимента покупатель ценит в продуктовом магазине еще и высокий уровень сервиса. В частности, возможность не стоять в очередях.
*На правах рекламы