На сегодняшний день в нашей стране среди крупнейших операторов рынка экспресс-доставки поровну российских и иностранных компаний. Причем в последние годы отечественные перевозчики серьезно потеснили "западников".

На долю десяти крупнейших компаний экспресс-доставки, работающих в России, приходится, по разным подсчетам, 70-80% рынка. Оставшуюся часть делит между собой множество мелких фирм. Западные игроки занимают сильные позиции в сегменте международных перевозок, а значительная доля рынка внутренних транспортировок приходится на российские компании. По мнению Сергея Лапина, первого заместителя генерального директора компании "СПСР-экспресс", российские игроки лучше знают специфику местного рынка. ""Интеграторы" в основном сильны на своих родных рынках: DHL — в Германии, TNT — в Голландии, плюс на нескольких местных рынках, таких как Китай, Бразилия или Индия,— рассказывает Сергей Лапин.— В других странах большую часть рынка занимают сильные локальные игроки". То же самое происходит и в России. "Пожалуй, сегодня из международных компаний только DPD и DHL занимают существенные доли российского рынка. Все остальные сосредоточены на обслуживании сетевых импортных потоков и международных корпоративных контрактов, не очень вкладываясь в местную инфраструктуру,— говорит Николай Воинов, генеральный директор DPD в России.— В сегменте междугородней экспресс-доставки большая доля принадлежит известным российским операторам — в совокупности приблизительно 50%. Наша доля — около 20%, а известная четверка международных операторов (DHL, FedEx, TNT, UPS) имеет около 30%. На рынке международной доставки картина противоположная". Исполнительный вице-президент по продажам, член совета директоров авиакомпании "ЭйрБриджКарго" Вольфганг Майер считает, что "хотя в секторе курьерских услуг и экспресс-логистики ведущую роль играют международные интеграторы грузов, не стоит недооценивать и российских участников рынка".

Количество поставщиков услуг, концентрирующих усилия на рынке России и отдельных ее регионах, растет. "Это дает им естественное преимущество по сравнению с иностранцами,— отмечает Галина Ильина, бизнес-эксперт компании Salecraft.— Ведущие интеграторы мыслят глобально, а действуют локально, в то время как некоторые российские поставщики услуг мыслят и действуют локально. Что характерно, наши компании постепенно дорастают до уровня международных конкурентов и их позиций на рынке".

Так, первая российская компания в области экспресс-доставки — "ЕМС Гарантпост" — начинала свою работу с выстраивания международной сети (на первом этапе были охвачены 18 стран мира) и работала в двух российских городах — Москве и Санкт-Петербурге. "В 1993 году мы поменяли стратегию развития и развернулись внутрь страны,— рассказывает первый заместитель генерального директора "EMC Гарантпост" Александр Алдонин.— До 2004 года "Гарантпост" занимал половину всего рынка экспресс-доставки в России". В 2004-м, после выхода ФГУП "Почта России" из состава компании, "EMC Гарантпост" не могла больше использовать ее инфраструктуру и начала создавать собственную сеть в России и за рубежом. Сегодня претензии по недоставке или нарушению контрольных сроков в "ЕМС Гарантпост" составляют менее 0,002% от всего объема принимаемых отправлений. "Помимо того что мы имеем почтовую лицензию, у нас еще масса других возможностей: лицензия таможенного брокера, квалифицированный персонал (таможенные брокеры и декларанты), выделенные помещения в крупных аэропортах страны, специализированные центры обработки и доставки,— отмечает Александр Алдонин.— Отправления сортируются по аэропортам или направлениям, до областных или выделенных центров. Например, Сочи Краснодарского края — не областной центр, но очень важный город, мы летаем туда напрямую, не завозя отправления в Краснодар".

Успех равен сумме попыток

Для качественной экспресс-доставки по России компаниям нужна разветвленная филиальная сеть и налаженная инфраструктура по всей стране, а не только в крупных городах. Подобная инфраструктура есть далеко не у всех международных компаний. Отечественные же игроки с самого начала были нацелены на развитие местной инфраструктуры и сети филиалов, поэтому осуществляют по России больше экспресс-перевозок, чем иностранные компании.

Так, появившаяся в 2001 году компания "СПСР-экспресс" была на сформировавшемся рынке экспресс-доставки неопытным новичком. Но за десять лет ей удалось выйти в число лидеров: сегодня рыночная доля "СПСР-экспресс" составляет около 20%. "Прежде чем принять решение об организации компании экспресс-доставки, мы тщательно изучили рынок, как российский, так и международный,— рассказывает Владимир Солодкин, основатель и генеральный директор "СПСР-экспресс".— И убедились, что именно Россия является для экспресс-доставки большим рынком, далеким от насыщения. Пожалуй, нам было даже проще, чем компаниям, которые уже были на рынке и работали с устоявшимися технологиями. Ведь мы все делали с нуля, выверяя каждый шаг и выстраивая правильную стратегию".

"СПСР-экспресс" была одной из первых российских компаний, заявивших о готовности оказывать клиентам комплексную услугу по доставке и отправлению документов и грузов по всей России. Также она одной из первых предложила решение по доставке для индустрии дистанционной торговли.

Чужими руками

В недалеком прошлом западные компании для внутренних перевозок по России обращались к третьей стороне. "Это происходит и сейчас, но некоторые компании уже выражают намерение выйти на рынок самостоятельно. Ценовая политика в этом случае, скорее всего, будет премиальная. Но вполне возможно, что поддержка международного брэнда позволит держать более низкие цены",— говорит Сергей Лапин. Правда, как отмечают эксперты, в целом существенной разницы между стоимостью услуг наших и зарубежных логистов не наблюдается.

В активную борьбу за клиентов включилась и такая консервативная организация, как "Почта России". Сейчас деятельность экспресс-оператора направлена прежде всего на повышение качества услуг. Начались изменения в области сервисного обслуживания, появилось новое программное обеспечение. В Москве у EMS Russian Post есть актуальная в условиях столичных пробок услуга "Ночной курьер" (прием отправлений курьером в ночное время). Услуга по доставке почты курьером в дневное время называется "Личный курьер", она пользуется успехом у корпоративных клиентов, которым важна доставка корреспонденции из рук в руки.

""Почта России" открыла круглосуточный пункт приема/выдачи, где каждый клиент может сдать или получить отправление в любое время суток,— отмечает Евгений Чечельницкий, директор EMS Russian Post.— А в самом центре Москвы появился новый клиентский зал, который стал одновременно курьерской базой и позволил ввести новые сервисы, направленные на повышение скорости доставки". В планах компании — ввести доставку отправлений по Москве в течение суток. Компания собирается открыть до 10 экспресс-центров по приему и выдаче отправлений по всей Москве и пять офисов обслуживания клиентов в крупных городах России. Новые курьерские базы должны появиться в Москве и области.

"Развитие EMS Russian Post, одного из крупнейших экспресс-операторов России с самой большой долей частных клиентов, происходит быстрыми темпами, опережающими рост отечественного рынка экспресс-доставки,— утверждает Евгений Чечельницкий.— Доходы экспресс-оператора увеличиваются из года в год. Так, в первом полугодии 2011-го выручка выросла на 38% по сравнению с аналогичным периодом 2010-го, а обрабатываемый объем почты — на 37%. Наибольший рост показателей наблюдается в области импорта отправлений EMS, что объясняется увеличением числа заказов от россиян в зарубежных интернет-магазинах".

Чтобы ускорить доставку отправлений, EMS Russian Post оптимизирует отношения с иностранными партнерами. Например, упрощает процедуру возврата товаров в итальянский интернет-магазин Yoox, популярный среди российских клиентов. Совместно с почтой Китая создает систему информирования о местонахождении и задержках отправлений. Запускает обмен данными с почтой Казахстана о прохождении и сроках доставки отправлений. "Сейчас EMS Russian Post занимает 20% рынка. Улучшив сервис, мы планируем повысить лояльность наших клиентов и увеличить показатель до 23%",— рассказывает Евгений Чечельницкий.

Без барьеров

Одним из важных факторов роста рынка экспресс-доставки в 2010-2011 годах стало восстановление основных сегментов розничной торговли (бытовая и компьютерная техника, автозапчасти, телекоммуникации и связь, медоборудование, рекламная продукция, строительные материалы, одежда и обувь). Эти группы товаров составляют существенную долю в общем объеме экспресс-отправлений. По словам Николая Воинова, с прошлого года и в начале текущего наблюдается повышенный спрос на услуги экспресс-доставки. Одна из причин — бурное развитие Рунета и дистанционной торговли. Экспресс-операторы, как и грузоперевозчики, активно предлагают свои услуги интернет-магазинам. По словам Сергея Лапина, растет спрос на услуги срочной доставки и доставки к определенному времени: "Летом прошлого года мы вывели на рынок новую услугу — "Суперэкспресс", или доставка на следующий рабочий день, до 18:00 или до 13:00. Услуга премиальная, но уже к концу года она заняла примерно 2% оборота СПСР". Доставка в крупных городах, особенно в столице,— это уже достаточно большой и высококонкурентный рынок, доставка в регионы пока только развивается.

В скором времени отечественным и зарубежным логистам предстоит сразиться за огромный пласт частных клиентов. На сегодняшний день основная доля перевозок — около 70% — приходится на b2b-сегмент. Как правило, это деловой документооборот. По прогнозам экспертов, рынок будет развиваться за счет увеличения сегмента b2c. "Очевидная тенденция, которая постепенно охватывает даже самые отдаленные уголки мира,— рост дистанционной торговли. Доставка — важное звено в цепочке заказа и получения товаров из интернет-магазинов. Способность операторов вовремя предложить простые и удобные покупателям решения уже сегодня отражается на расстановке сил на рынке",— подтверждает Елена Емельянова, директор по маркетингу DHL Express в России.

Несмотря на все преимущества, международные экспресс-перевозчики по-прежнему больше ориентированы на экспорт. "Интеграторам" передавать свои объемы тем, кто уже выстроил сети доставки по стране, проще, чем вкладывать большие деньги в развитие соответствующей инфраструктуры. На сегодняшний день нет никаких предпосылок к тому, чтобы российские компании начали строить глобальные сети доставки: слишком дорого и не нужно, проще договориться с кем-то, кто уже такую сеть имеет. Другое дело — локальные сети между странами-соседями. "Так, с введением Таможенного союза исчезли таможни на границе России с Казахстаном и Белоруссией. Мы, имея к тому времени полноценную инфраструктуру в этих странах, тут же соединили их сетью маршрутов. Эффект колоссальный! Объемы растут как на дрожжах, и это отличный пример того, как могут развиваться рынки, когда падают административные и таможенные барьеры",— рассказывает Николай Воинов.

Опытным путем

Благодаря и вопреки чему небольшой российский экспресс-перевозчик может стать одним из лидеров отрасли? Об этом рассказывает Ольга Жданова, начальник отдела рекламы компании "Зест-экспресс", которой в этом году исполняется 15 лет.

— Каким был старт?
— Мы начинали работать в 1996 году как небольшая курьерская служба. Компания стремительно развивалась, и сегодня это один из лидеров рынка курьерских, логистических услуг и грузоперевозок России. В 2011 году мы стали первым и единственными из операторов логистических услуг членом Ассоциации российских банков. Сегодня "Зест-экспресс" представлен высокопрофессиональными сотрудниками на всей территории нашей страны. У нас собственный парк современных автомашин, наши склады оборудованы по последнему слову техники: это и современные системы видеонаблюдения и противопожарной сигнализации, собственная служба охраны. Все площади оснащены стеллажами, электропогрузчиками. На следующий год запланировано открытие филиалов в странах СНГ.

— С какими сложностями вам пришлось столкнуться?
— Проверкой на прочность компании стал кризисный 2008 год. Общий спад на рынке логистических услуг, по разным оценкам, составил около 30%, с рынка ушли несколько сильнейших игроков, в том числе с мировым именем. "Зест-экспресс" преодолел это время не только без снижения объемов отправок, но и с их увеличением на 16,5% по сравнению с докризисным периодом. По большей части этому способствовала выбранная "Зест-экспресс" политика, ориентированная на развитие за счет собственных средств, без привлечения заемных денег. "Зест-экспресс" — одна из немногих курьерских компаний со 100% российским капиталом.

— Ваша компании примет участие в выставке PostExpo 2011. Присматриваетесь к новым рынкам?
— Это одна из крупнейших мировых выставок в области логистики. Целью нашего участия, безусловно, является получение мирового опыта, новейших технологий. Для нас это уникальная возможность познакомиться с последними разработками, оборудованием и услугами, формирующими всю индустрию траспортно-логистических услуг будущего, приобрести новых зарубежных партнеров. Также мы хотим продемонстрировать российский опыт в своей области, ведь мы единственные из операторов России, кто будет участвовать в этой выставке.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments