Подписание Соглашения о зоне свободной торговли между Евразийским союзом и Вьетнамом вошло в повестку ближайшего заседания Евразийского межправительственного совета, которое состоится 29 мая в Казахстане. Об этом сообщил источник в правительстве, информацию подтвердили в пресс-службе Минэкономразвития.
— Решение о дате и месте подписания соглашения было приятно в ходе заседания Совета ЕЭК 28 апреля 2015 года, — рассказала "Известиям" помощник министра экономического развития Елена Лашкина. — В соответствии с указнным решением подписание соглашения состоится в рамках заседания Евразийского межправительственного совета на уровне глав правительств 29 мая 2015 года в Астане (Республика Казахстан). Заключение Соглашения о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой, имеет приоритетное значение как для вьетнамской, так и для российской стороны и Евразийского экономического союза в целом.
Как уточнила Лашкина, переговоры, стартовавшие в марте 2013 года, длились более 2 лет. Ожидается, что формирование зоны свободной торговли с Вьетнамом позволит не только увеличить взаимный товарооборот и укрепить торгово-экономические связи между нашими странами, но и решит задачу подключения Евразийского экономического союза к интеграционным процессам в Азиатско-Тихоокеанского регионе, которой в настоящее время придается крайне важное значение.
Как сообщил источник "Известий", близкий к переговорам, сторонам удалось найти решение по тарифной либерализации практически по всем товарным позициям.
— Сразу после вступления в силу соглашения или через переходный период будут снижены или обнулены ставки ввозных пошлин на большинство товарных позиций, — рассказывает собеседник "Известий". — Исключения составят некоторые наиболее чувствительные для Вьетнама сектора (услуги в области связи, организации досуга, услуги воздушного транспорта). На ряд товаров пошлины будут снижены после заключения российско-вьетнамских межправительственных соглашений по промышленной сборке автомобильной техники на территории Вьетнама, а также после начала реализации крупных инвестиционных проектов. Соглашение о свободной торговле и инвестиционное проекты станут частью единого пакета договоренностей.
Кроме положений о предоставлении режима наибольшего благоприятствования евразийским компаниям, договор подразумевает предоставление гарантий правительства Вьетнама от экспроприации инвестиций и возможность защиты прав инвесторов ЕАЭС в рамках международного арбитража. Договор будет на английском языке, со стороны Евразийского союза его подпишет председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко.
Всего рабочей группой уже отобрано 17 приоритетных российско-вьетнамских инвестиционных проектов общей стоимостью $20 млрд. Крупнейшими проектами станет строительство ОАО "Интер РАО ЕЭС" на территории Вьетнама ТЭС "Куанг Чать-2", строительство ОАО "НПК "Уралвагонзавод" совместно с вьетнамской компании ЗИАН вагоностроительного завода во Вьетнаме, поставка "Силовыми машинами" оборудования и оказание услуг для планирующейся к строительству ТЭС "Лонг Фу-1", а также сотрудничество между ОАО "Зарубежнефть" и КНГ "Петровьетнам" в нефтегазовых проектах на шельфах России и Вьетнама.
Представители Минпромторга не смогли предоставить никаких подробностей по развитию и ожидаемым показателям российско-вьетнамских инвестиционных проектов.
Как отмечают эксперты, прежде всего Вьетнам заинтересован в расширении доступа на российский рынок: по данным за 2013 год, поставки из Вьетнама заметно превысили экспорт из РФ ($2,6 млрд против $1,4 млрд). Среди главных статей вьетнамского экспорта в РФ — бытовая техника ($1 млрд в 2013 году), одежда и обувь ($570 млн). Экспорт РФ в основном обеспечивает продукция ВПК (около $340 млн), в меньшей степени — электроника ($112 млн), топливо и металлы (по $80 млн), удобрения ($46 млн). При этом пока Россия для Вьетнама далеко не самый крупный торговый партнер. Так, товарооборот этой страны с Китаем составил $58,5 млрд, c Евросоюзом — $36,8 млрд, с США — $34 млрд, с республикой Корея $29,5 млрд, с Японией — $27,4 млрд.
— Причина сложившейся тенденции — отсутствие серьезной экономической заинтересованности Вьетнама в России, — объясняет старший научный сотрудник Центра исследований международной торговли Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Юрий Зайцев. — Российские компании утратили ведущие позиции в разных отраслях экономики, поскольку их продукция стала существенно уступать продукции ключевых партнеров Вьетнама. Вторая причина — аннулирование ввозных пошлин и снижение технических барьеров в рамках зон свободной торговли Вьетнама с ключевыми партнерами.
Хотя в целом для России эффект от создания зоны свободной торговли с Вьетнамом не будет большим, решение этой задачи имеет важное значение для решения проблемы замещения части импортных поставок из западных стран в краткосрочной перспективе, а также для формирования стратегических партнерств на уровне крупного и среднего бизнеса в долгосрочной перспективе, отмечает Зайцев.
Кроме того, для Вьетнама договор с Евразийским союзом особенно необходим, так как с вступлением в силу в 2014 года новой Всеобщей системы преференций Евросоюза (GSP), измеряющей в том числе долю одной страны в общем импорте ЕС, экспортная продукция Вьетнама по многим позициям (по кофе, чаю, пряностям, текстилю, одежде и др.) может попадать под ухудшение преференциальных тарифов. Соответственно, Ханой сможет перенаправить часть своего европейского экспорта в Россию и другие страны Евразийского союза.
— Создание зоны свободной торговли (ЗСТ) между Евразийским экономическим союзом и Вьетнамом отвечает взаимному интересу в росте торгового оборота, особенно с учетом традиционного сотрудничества в секторе разведки, добычи, переработки и торговли нефтью и газом, поставок продукции машиностроения со стороны России, сотрудничества в сфере образования, — подытоживает директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Евгений Винокуров. — В ЗСТ с Евразийским союзом могут найти свое выражение потребности Вьетнама в расширении торговых партнеров для экспорта продукции, и одновременно, потребности Вьетнама в импорте машиностроительной продукции, включая открытие во Вьетнаме сборочных производств для организации, в том числе последующего экспорта в страны АСЕАН. Для России и Евразийского союза ЗСТ с Вьетнамом открывает торговые и кооперационные перспективы как в самом Вьетнаме, так и в регионе Юго-Восточной Азии.