"МегаФон" впервые официально заявил об интересе к сделке с ритейлером "Связной" Олега Малиса. Как и предполагал "Коммерсантъ", это может стать следующим этапом консолидации рынка сотовой розницы в России после покупки "МегаФоном" "Евросети". От фактического превращения двух крупнейших мобильных розничных сетей в операторский ритейл в конечном итоге выиграют все участники рынка, надеются эксперты.
"МегаФон" после закрытия сделки с "Вымпелкомом" по покупке "Евросети" рассматривает различные варианты развития ритейлера, включая возможную сделку со "Связным", сообщил вчера оператор. "В ожидании успешного закрытия сделки (с "Вымпелкомом".— "Коммерсантъ"), которое состоится только при соблюдении предварительных условий, "МегаФон" подтверждает, что рассматривает альтернативные варианты развития "Евросети" и возможные сделки с некоторыми участниками рынка, включая мультибрендовую мобильную розничную сеть "Связной"",— сказано в сообщении. Это может "обеспечить лучший доступ к цифровым абонентам, повысить качество услуг и понимание потребностей абонентов", считает компания. Вчера же "Связной" объявил о новом гендиректоре — ритейлера возглавил финансовый директор "Евросети" Дмитрий Мильштейн.
Как ранее сообщал "Коммерсантъ", акционеры "МегаФона" и "Связного" уже обсуждали объединение "Связного" и "Евросети", в результате которого может быть создана новая компания. В марте источники "Коммерсанта" рассказывали, что ее соучредителями могут стать "МегаФон" и владельцы "Связного", основной из которых — компания Solvers Олега Малиса. В середине июля "МегаФон" договорился о выкупе у "Вымпелкома" 50% "Евросети" и доведет, таким образом, долю в компании до 100%. "Вымпелком" при этом приобретет половину из 4 тыс. розничных салонов "Евросети" за 1,25 млрд руб. Ожидается, что сделка будет завершена в четвертом квартале.
"Связной" управляет 2,7 тыс. салонов. В результате его объединения с "Евросетью" может быть создана новая компания, управляющая почти 5 тыс. салонов связи. Один из собеседников "Коммерсанта" на рынке говорит, что в случае сделки сеть, скорее всего, не будет переходить на единый бренд. В "МегаФоне" этот вопрос не комментируют.
"Связной" за последнее время урегулировал судебные конфликты с кредиторами, продолжавшиеся больше двух лет. Последний спор был разрешен в июле: компания "Связной Логистика", входящая в группу ритейлера, выкупила 5% холдинговой структуры Svyaznoy N.V., а также все права и требования, связанные с этим пакетом, у банка "Глобэкс". Ранее банк в суде требовал за эти акции €63 млн.
От фактического превращения двух крупнейших мобильных розничных сетей в операторский ритейл в конечном итоге выиграет не только "МегаФон", но и все мобильные операторы, считает гендиректор "ТМТ Консалтинга" Константин Анкилов. "Чтобы увидеть, что в стране избыточное число точек продаж мобильных услуг, достаточно зайти в любой крупный ТЦ или подойти к метро. Можно надеяться, что с переходом в основном к операторской рознице система будет эффективнее, это подразумевает сокращение числа дублирующих точек",— поясняет он. В случае такого объединения может быть сокращено около 10–20% салонов, оценивали ранее эксперты. "Евросеть" и "Связной" различаются по позиционированию, средней цене проданного устройства и покупательским группам, но географическое пересечение точек у них велико, говорил "Коммерсанту" экс-глава Samsung Mobile в России Аркадий Граф.
Абоненты в России ежегодно выбрасывают свыше 100 млн сим-карт после исчерпания средств, добавляет Константин Анкилов. В новых условиях у операторов появится шанс уйти от ставки на их "бесконечную продажу", расходов на привлечение таких абонентов и премии продавцам, считает он.