Продовольственный ритейлер X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") опубликовал очередные данные расчета индекса "Пятерочки" — своеобразного альтернативного показателя инфляции в отдельно взятой ритейловой сети. Апрельский "отрыв" стоимости минимальной корзины X5 и Росстата составляет уже более чем 1,5 раза. Вероятно, индекс в максимальной степени иллюстрирует не столько успехи сетевого ритейла, сколько глубину кризиса в несетевой торговле.

Апрельские данные (индекс "Пятерочки" публикуется с существенным опозданием, в конце июня X5 Retail Group опубликует показатели цен за май) показывают, что стоимость продовольственного набора по минимальным ценам торговой сети уже десять месяцев ниже средних показателей Росстата в 1,5–1,75 раза. В апреле для европейской части РФ и Урала она составила 2017 руб., для Москвы 2657 руб., для Санкт-Петербурга — 2914 руб. Индекс публикуется X5 ежемесячно с октября 2015 года и учитывает динамику цен на условный (минимальный) набор продуктов и соотношение его стоимости, рассчитанной по средним ценам в магазинах торговой сети "Пятерочка" со стоимостью условного (минимального) перечня продуктов, рассчитываемой Росстатом. При этом для простоты восприятия за 100% принят показатель Росстата, индекс "Пятерочки" показывается как доля этих 100%, а методология индекса "Пятерочки" верифицирована статведомством.

В основу расчетов положены розничные цены торговой сети "Пятерочка", обеспечивающей более 70% товарооборота компании X5 Retail Group в более чем 7400 магазинах сети. На основе данных о ценах в торговой сети "Пятерочка" X5 Retail Group формирует данные о стоимости условного (минимального) набора из 33 продуктов питания, определяемого в соответствии с приложением 3 к приказу Росстата №733 от 30.12.2014.

В апреле стоимость продовольственного набора в целом по России, по данным Росстата, составила 3678 руб. (+23 руб. к марту). Стоимость аналогичного продовольственного набора по средним ценам "Пятерочки" для европейской части России и Урала в апреле была равна 3657 руб. (+21 руб. к марту). Таким образом, индекс "Пятерочки" для европейской части России и Урала составил 99,4%, продемонстрировав снижение на 0,1 процентного пункта по отношению к предыдущему месяцу. В Москве стоимость набора Росстата составила 4430 руб. (+56 руб. к марту), стоимость продовольственного набора по средним ценам "Пятерочки" — 3863 руб. (+39 руб. к марту). Индекс "Пятерочки" для Москвы в апреле составил 87,2% (на 0,2 процентного пункта ниже мартовского показателя). В Санкт-Петербурге стоимость набора Росстата составила 4475 руб. (+58 руб. к марту). Стоимость продовольственного набора по средним ценам "Пятерочки" составила 4218 руб. (+46 руб. к марту). Индекс "Пятерочки" для Санкт-Петербурга — 94,3% (–0,2 п. п. к марту).

Сдерживанию роста стоимости продовольственного набора "Пятерочки" по средним ценам в апреле способствовали "продукты-драйверы", которые были представлены в торговой сети по ценам ниже среднероссийских: сахар (–13%), яблоки (–13%), питьевое молоко (–13%), горох и фасоль (–17%), охлажденные и мороженые куры (–21%), подсолнечное масло (–30%). В целом, рост стоимости продовольственной корзины в "Пятерочке" происходил медленнее, чем в среднем по России: по заявлению компании, сети удается сдерживать продовольственную инфляцию благодаря эффективному взаимодействию с поставщиками продуктов питания.

Очевидно, что информация об индексе "Пятерочки", как и альтернативные публикации сети "Магнит", во многом несут рекламную функцию, при этом на такую рекламу сети имеют полное основание — как правило, в продовольственном ритейле цены на базовые наборы товаров действительно существенно ниже, чем в несетевом, это часть технологии работы таких компаний. При этом считать расчеты X5 полноценным "реальным уровнем инфляции" или "альтернативным ИПЦ" некорректно — ритейлер делает соответствующие оговорки в своих публикациях.

"Отрыв" индекса X5 от индексов Росстата с большой вероятностью демонстрирует не только масштаб проникновения на рынок сетевого ритейла в РФ, но и глубину кризиса в несетевой торговле, на которую ориентируется Росстат. Узкая специализация мелкой розницы в РФ и во всем мире позволяет несетевому ритейлу конкурировать с крупными сетями. Пока это только начинающийся в крупных городах процесс, и с дальнейшим развитием сетей в РФ индексы цен крупных ритейлеров будут сближаться с индексами Росстата.

0 0 vote
Article Rating
Телега.-Контент
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments