Основатель Ассоциации развития электронной коммерции (АРЭК; создана 12 июня 2013 года в противовес Ассоциации компаний интернет-торговли, АКИТ), совладелец Liveinternet Герман Клименко на прошлой неделе начал публиковать цели АРЭК. Первая в списке — "отмена лимита на бестаможенную пересылку по почте товаров до 1000 евро в месяц".
С 1 июля 2010 года посылки для физлиц стоимостью до 1000 евро и весом не более 31 кг (в адрес одного получателя в течение одного месяца) пересекают российскую границу без уплаты таможенных платежей. Если товар стоит свыше нормы, то взимается пошлина в размере 30% от разницы между стоимостью товара и 1000 евро.
После этой публикации между Клименко и "обеспокоенной либеральной общественностью" началась увлекательнейшая переписка в Facebook. В частности, основатель АРЭК доказывал, что льгота для физиков применяется с большим количеством злоупотреблений: "Вот получал я с месяца три назад посылку из Китая. И стоит передо мной паренек со стопкой уведомлений на разных бабушек в нашем доме". А если вспомнить "заниженные инвойсы", то получается вообще мрачная картина: "Еще пару лет такой "открытости" и весь екоммерц в России можно закрывать". В качестве компромисса он готов согласиться на снижение лимита до $200-300 (планка в $300 действовала до 1 июля 2010 года). То есть такое ограничение скажется на тех, кто заказывает за рубежом, например, технику и люксовую продукцию легпрома.
Цель отмены лимита не в том, чтобы просто "подровнять" цены в отечественных и западных магазинах, утверждает Клименко. И это хорошо. Потому что, если бы цель была такова, то она в большинстве случаев все равно не была бы достигнута. Конечно, накрутки цен в несколько раз встречаются уже достаточно редко, но наценка в 30-50% — вполне обычная история. Скажем, сумка Marc Jacobs (Isobel, артикул C3131019) продается в интернет-магазине ЦУМа за 45,55 тыс. руб., цена во время распродажи — 22,78 тыс. руб. При этом легко обнаружить, что в интернет-магазине самой марки она стоит без скидки $995 (примерно 32,46 тыс. руб. по курсу ЦБ на вторник, 16 июля). Или вот туфли Jimmy Choo (артикул 134LIL0/NMP) из новой коллекции предлагаются в ЦУМе-онлайн за 29,95 тыс. руб., а в "родном" интернет-магазине — за 525 евро (примерно 22,37 тыс. руб. по курсу ЦБ на вторник, 16 июля). Несложно подсчитать, что в случае с сумкой "российская" цена выше приблизительно на 40%, а в случае с туфлями — на 34%.
При этом рентабельность продаж ОАО "Торговый дом ЦУМ", как следует из его недавно опубликованной отчетности, мягко говоря, очень скромная — почти на уровне торговли молоком и хлебом. Чистая прибыль компании от продаж за 2012 год составила 318,4 млн руб., сами продажи достигли примерно 11,65 млрд руб., то есть чистая доходность этого бизнеса составляет около 2,7% (см. отчеты компании за 2012 год и за первый квартал 2013 года).
Источник в одной из крупнейших люксовых компаний, которая открывает магазины в России без посредников, рассказывает, что доставка в Москву, таможенные пошлины и прочие сборы достигают у них приблизительно 20% от стоимости товара — именно на такую сумму и разнятся цены в их европейских и московских магазинах. Исходя из этой информации, можно высчитать наценки российских посредников: во многих случаях — 20-30%.
Могут ли эти посредники позволить себе снизить наценки? Если продолжать аналогии с продуктовой торговлей, то вспоминается, как директор организации Transparency International в России Антон Поминов в начале июля в очередной раз заявил, что примерно треть цены продуктов — это "коррупционные издержки производителей". Возможно, все прочие товары в российских магазинах могли бы оказаться подешевле без этой самой составляющей.