Интернет-торговцы намерены создать третейский суд, который займется конфликтами в дистанционном ритейле. Они предлагают Минэкономразвития создать независимый центр альтернативного разрешения споров. По задумке, сначала он будет функционировать лишь в России, а затем и во всех остальных государствах Евразийского экономического союза. Однако эксперты считают, что создание нового органа не решит проблему мошенничества со стороны интернет-магазинов.

11 августа Национальная ассоциация дистанционной торговли (НАДТ), Российская организация электронных коммуникаций (РАЭК), Международная конфедерация обществ потребителей (КОНФОП), Союз потребителей (СП) направили свои предложения в Минэкономразвития по поводу создания механизма внесудебного решения конфликтов, возникающих у покупателей и продавцов в интернете (документы имеются в распоряжении "Известий").

"Мы предлагаем и готовы создать оператора такого механизма путем совместного учреждения нашими ассоциациями некоммерческого центра рассмотрения претензий потребителей к интернет-магазинам и внесудебного разрешения споров сторон", — сообщают ассоциации в письме в ведомство. Подразумевается, что это будет независимая третья сторона в конфликтах, ее сформируют участники рынка.

Такой центр, по мнению ассоциаций, должен работать на основе договоров с интернет-магазинами. Подобные лицензионные договоры с заинтересованными компаниями, в том числе с зарубежными, торгующими в России, и российскими, торгующими за рубежом, заключаются на право использовать в своей рекламной и иной информации, обращенной к потребителям, знак центра. Знак будет свидетельствовать о возможности потребителей обращать претензии к данному магазину в центр.

Плату за такую лицензию ассоциации предлагают установить в пределах 0,1% от цены каждого проданного товара? Если же магазин не принимает решение центра, к нему могут применить штрафные санкции или отозвать лицензию. Такая схема, уверены в ассоциациях, может решить вопрос внесудебного решения конфликтов сначала в России, а на следующем этапе — в рамках ЕАЭС.

Интернет-торговцы уверены, что подобный механизм актуален сейчас. Так, по данным Роспотребнадзора, за пять лет, с 2011 по 2015 год, число обращений граждан в территориальные органы службы по вопросам защиты прав потребителей в сфере розничной непродовольственной торговли выросло на 26% — до 110 тыс., при этом число таких обращений, связанных с дистанционным способом продажи, выросло в 5,4 раза — до 8,6 тыс., а их доля среди всех обращений по непродовольственной торговле увеличилась с 2 до 8%. В суды в 2015 году поступило 112,5 тыс. исков в защиту прав потребителей услуг розничной торговли, 95% вчинили сами потребители. При этом за год было рассмотрено существенно меньше дел — 83,3 тыс., что говорит о перегруженности судов.

По результатам рассмотрения суды удовлетворили 86,4% исков на сумму 6 млрд рублей. Но представители Союза потребителей говорят, что реально взыскать от этого объема требований потребителям удается не более половины.

29 июля Минэкономразвития разослало во все профильные организации письмо с рядом вопросов о том, как они видят решение вопроса о внесудебном решении конфликтов в интернет-торговле. Также ведомство предложило свой вариант — создать площадку, на которой могут нейтрализоваться подобные споры с помощью саморегулируемой организации (СРО), которую следует закрепить на законодательном уровне. Вчера в Минэкономразвития "Известиям" заявили, что пока не получили ответы от торговых организаций.  

В Ассоциации компаний интернет-торговли, которая пока не подготовила ответ в Минэкономразвития, "Известиям" сообщили, что поддерживают инициативу по внесудебному решению конфликтов на независимой площадке, добавив, что подобный механизм уже реализуется в рамках ассоциации.

В Роспотребнадзоре удивились инициативе торговцев и Минэконоразвития: "А что им сейчас мешает решить спор в досудебном порядке?"

С Роспотребнадзором соглашается и партнер юридической компании BMS Law Firm Денис Фролов.

— Действующие правовые механизмы позволяют разрешать подобного рода конфликты существующими институтами, работает закон о защите прав потребителей, государственные суды, есть надзирающие за торговцами, в том числе продающими товары через интернет, органы, — отметил он.

По его словам, независимый орган, который будет разрешать конфликты между покупателями и продавцами в Сети, если он будет создан, не решит проблему мошенничества со стороны интернет-магазинов, низкого качества товаров, контрафактного товара и прочих неприятностей, с которыми сталкиваются потребители. Он также подчеркнул, что зачастую рассерженный потребитель не может даже предъявить претензию нерадивому интернет-продавцу.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments