Объявления о продаже многомиллионных бизнесов стали появляться в интернете и на общедоступных досках объявлений для частных лиц. Так, на Avito среди привычных предложений купить подержанные офисные стулья и двойные подстаканники можно уже найти и, например, пять лицензий на разведку и добычу россыпного золота в районе им. Полины Осипенко Хабаровского края. Лот оценен в 550 млн руб. Лицензионные площади расположены на удалении 10 км от поселка Бриакан, связанного с Комсомольском-на-Амуре и Хабаровском круглогодичной автомобильной дорогой. В стоимость входит помощь с оформлением регистрации предприятия, а также цена бульдозерной техники для проведения горных работ. Там же на продажу выставлено за 252 млн руб. предприятие по производству криогенной продукции. В стоимость предприятия входит здание машинного зала площадью почти 400 кв. м, трансформаторная подстанция, четыре специальных агрегатора из США и прочее оборудование. Автор объявления заявляет, что в случае необходимости объект может быть разобран и перевезен в любой регион России.
Всего за 10 млн любой желающий может приобрести строительную компанию, у которой есть ряд заключенных контрактов с государственной тайной, переходящих на 2017 год.
Кроме того, предприятие обладает лицензией ФСБ до 2019 года, лицензией и аттестатом ФСТЭК до 2018 года, лицензией МЧС.
Большинство продавцов, выставивших столь оригинальные лоты, отказались от комментариев. В компании "Бизнес Мск", которая в качестве посредника выставила на продажу за 44 млн руб. телекоммуникационную компанию, пояснили, что просто сразу размещают объявления на всех площадках.
"С Avito, как правило, покупатели на такой бизнес не приходят, там обычная планка — 15 млн руб., но просто не стали общий алгоритм менять и отбирать нужные площадки", — уточнил собеседник "Газеты.RU".
Впрочем, как отмечают эксперты, сегодня для продажи любые площадки хороши.
"Есть специализированные площадки для продажи бизнеса, но эффект от них не сопоставим от раскрученных сервисов для частных лиц, которым удалось создать большой трафик. Количество просмотров — единственное, что играет роль. На площадке для частных объявлений людей, которые могут купить крупный бизнес, значительно меньше в процентном отношении, но за счет значительного большего количества просмотров шансов найти там покупателя больше", — говорит Сергей Елин, руководитель аудиторско-консалтинговой группы "АИП".
Причем, как он отметил, это связано с тем, что сейчас продажи в целом идут крайне тяжело, поэтому не пренебрегают любыми средствами.
"С точки зрения имиджа такая схема не очень хороша, но могут быть реальные отклики.
Сейчас уже старые стереотипы не работают. Тем не менее первое предложение делается напрямую тем, кто работает на том же рынке, чтобы не выносить лишнюю информацию, которая может расшатать бизнес, распугать клиентов (продажа бизнеса воспринимается обычно как сигнал, что дела идут не очень хорошо). На сайты объявлений идут, когда первые уровни уже пройдены. То, что сейчас это стало заметным, говорит о том, что продавать становится все сложнее", — отметил Елин.
Также, как он отметил, до уровня продаж через сайты объявлений, как правило, доходят уже специфические предложения.
"Обычно так продают просто юрлица с историей, через которые в дальнейшем можно участвовать в тендерах, а не реальный действующий бизнес", — полагает Елин.
Сейчас для продажи все средства хороши, согласен с ним и Марк Шерман, председатель комитета по финансовым коммуникациям РАСО.
"Такие же вещи можно было наблюдать еще несколько лет назад в печатных СМИ, когда в разделе объявлений вместе с предложениями о продаже квартир попадались объявления о продаже заводов. Теперь эту тенденцию мы наблюдаем в интернете", — заметил он.
Маргарита Горшенева, директор по развитию бизнеса QBF, также считает, что подобные сайты за счет своей массовости агрегируют огромное количество аудитории, в том числе и состоятельных людей, которые вполне могут быть заинтересованы в покупке актива или же выступить в роли посредника.
"Другой вопрос в том, что когда продавец настолько спешит со сделкой, что начинает использовать нестандартные для данного сегмента подходы, скорее всего, с активом могу быть какие-то проблемы и хотят найти инвестора с отсутствием релевантного опыта в данной отрасли", — оговаривается она.
Елин также отмечает, что при покупке, особенно через нестандартные площадки, надо учитывать возможные риски.
"У каждой продажи есть свое второе дно. Если бизнес ликвидный и приносит деньги, его обычно не продают, тем более через сайт с объявлениями, а проблемный продать в текущих условиях сложно. К тому же у нас так и не сформировалась культура продажи. Если бизнес продается, его надо как следует упаковать, чтобы он был юридически прозрачен, все было бы оформлено как надо. У нас же обычно хотят избавится от бизнеса, когда там бардак, все запутано, это усложняет продажу", — говорит он.