Крупнейший в мире аптечный ритейлер Walgreens Boots Alliance (WBA) стал владельцем 15% акций аптечной сети "36,6". Эту долю он получил в обмен на своего российского дистрибутора — компанию Alliance Healthcare Russia. В будущем WBA может довести до контрольного свой пакет в "36,6", которая станет крупнейшим в России аптечным ритейлером после слияния с А5.
Американская WBA получила 15% акций в ПАО "Аптечная сеть "36,6"", сообщили вчера обе компании. В свою очередь, "36,6" приобрела дистрибуторский бизнес WBA в России, став владельцем компании Alliance Healthcare Russia. Сделка прошла в два этапа. Сначала, 9 апреля, дочерняя компания "36,6" "Аптека-А.v.е" приобрела 100% голландской Alliance Boots Holdings B.V.— владельца ООО "Альянс Хелскеа Рус". А вчера Alliance Boots Holdings Ltd, другая структура WBA, стала собственником доли в "36,6". "Нам удалось привлечь крупнейшего международного розничного оператора с богатым опытом в фармацевтической рознице",— приводятся в пресс-релизе "36,6" слова ее гендиректора и совладельца Владимира Кинцурашвили.
Других подробностей состоявшейся сделки стороны не представили. Ранее источник, знакомый с ходом переговоров, говорил "Коммерсанту", что она носила безденежный характер. Вчера он уточнил, что долей в "36,6", отошедшей WBA, владела кипрская Palesora Ltd. Ей на 14 марта 2016 года принадлежало 75,58% в ПАО. Один из участников фармрынка, ссылаясь на собственные данные, говорит, что у WBA есть опцион, позволяющий ей в течение трех лет довести долю в "36,6" до 85%. Такие же сведения есть у источника журнала Vademecum. Другой собеседник "Коммерсанта" слышал, что увеличение доли американцев в "36,6" предполагается в несколько шагов: сначала до блокирующей 25%, затем — до контрольной. Источник, близкий к WBA, сказал, что компания намерена наблюдать за развитием российского рынка: "Она верит в потенциал аптечного ритейла в России".
Walgreens Boots Alliance — крупнейшая в мире аптечная компания. Ее сеть насчитывает более 13,1 тыс. аптек в 11 странах. WBA также владеет 350 оптовыми центрами, откуда лекарства и другие товары поступают в более чем 200 тыс. аптек, медцентров и т. д. в 25 странах. Среди принадлежащих компании брендов — No7, Botanics, Liz Earle, Soap & Glory. Выручка WBA в 2015 финансовом году (окончился 31 августа 2015 года) составила $103,4 млрд, чистая прибыль — $4,2 млрд.
"Прихода WBA на российский розничный рынок ждали давно",— говорит директор НИИ организации здравоохранения Москвы Давид Мелик-Гусейнов. Бывший менеджер крупной аптечной сети вспоминает, что компания Alliance Boots (название до объединения с Walgreens в 2014 году) была близка к покупке "36,6" еще в 2007 году, но сделке помешал кризис 2008 года. "Нынешняя "36,6", которая активно консолидирует аптечные активы и является одним из лидеров рынка,— подходящий претендент для WBA",— рассуждает господин Мелик-Гусейнов.
Согласно данным DSM Group, по итогам 2015 года "36,6" (бренды "Горздрав", "36,6", A.v.e) занимала второе место в рейтинге российских аптечных сетей с долей рынка 3,6% и оборотом 33,5 млрд руб. В настоящее время "36,6" находится в процессе слияния с другой крупной аптечной компанией — А5: ее доля в 2015 году была 2,1%, оборот — 20 млрд руб. Объединение с А5, в рамках которого "36,6" выпустит допэмиссию на 1,5 млрд акций, должно завершиться в июле этого года. Источник, близкий к "36,6", утверждает, что по итогам размещения допэмиссии доля WBA в компании останется 15%, но, каким образом это произойдет, не уточняет.
В конце марта "36,6" объявила, что собирается в течение трех лет войти также в тройку лидеров по оптовым продажам лекарств со своей компанией ООО "Гуд дистрибьюшн партнерс". Именно на ее базе будет интегрирован приобретенный у WBA дистрибутор Alliance Healthcare.