Нехватка магазинов с товарами повседневного спроса в Москве ощущается острее, чем в Питере или Краснодаре, говорят аналитики. Дефицит торговых площадей и заоблачные ставки аренды тормозят развитие столичного ритейла. Однако ситуация вскоре изменится.

Недостаток в Москве торговых площадей сегмента FMCG связан с высокой арендной ставкой коммерческих площадей, уверена аналитик RMG Ксения Арутюнова. Есть примеры, когда крупной торговой сети приходится отдавать за пользование помещением до 20% от своих общих, коммерческих и административных расходов. Другой решающий фактор "ритейлингового голода" — нехватка современных торговых помещений. Кардинально поменять ситуацию в ближайшее время могут ликвидация ларьков и базарных рынков, а также смена политики крупных игроков рынка.

Москве не хватает 0,5 млн кв. м магазинов, торгующих товарами ежедневного спроса, сделали вывод аналитики группы компаний RMG. Чтобы достигнуть минимальных европейских норм, сегмент должен вырасти примерно на четверть. Пока же обеспеченность столицы магазинами сегмента FMCG уступает даже городам Восточной Европы, например Варшаве — 250 кв. м на 1 тыс. жителей. Средней же показатель по Москве — 150 кв. м на столько же горожан. Москву обгоняют по этому показателю Санкт-Петербург и Краснодар.

По словам менеджера консалтинговой компании Accentis Евгения Иванова, в столице особенно не хватает специализированных помещений, изначально предназначенных для торговли. Многие магазины, располагающиеся в спальных районах, арендуют помещения в жилых или административных зданиях, которые не проектировались для таких целей. Как следствие, покупки в таких магазинах неудобны для потребителей, и активно ритейлеры туда не идут, резюмирует г-н Иванов.

По мнению Ксении Арутюновой, еще одна причина, создающая дефицит магазинов в спальных районах, — проблема с застройкой и транспортной инфраструктурой. Даже новые микрорайоны, предусматривающие площади для ритейла, заселяются неравномерно, а потому ритейлеры идут туда неохотно. По данным RMG, одни из самых низких показателей по обеспеченности населения магазинами с товарами повседневного спроса — застраивающиеся районы Северный и Восточный.

Решить проблему в ближайшие три—пять лет, по мнению собеседницы издания, может политика нынешнего городского руководства по закрытию ларьков и ликвидации устаревших рынков. Им на смену должны прийти мини-маркеты, которые станут для многих небольших предпринимателей единственным форматом, позволяющим сохранить бизнес. По мнению Евгения Иванова, к наполнению сегмента приведет изменившийся среднестатистический портрет потребителя — если раньше многие сети делали упор на ценах, то теперь важными являются удобство покупки, свежесть и качество продукции.

Есть решение и у проблемы высоких арендных ставок в Москве. К примеру, ГК "Дикси", по оценке RMG, заплатит в 2013 году за аренду торговых площадей 10 млрд руб., что соответствует примерно 20% от общих, коммерческих и административных расходов. Однако крупные игроки рынка нашли выход из ситуации. По информации RMG, в ближайшее время "Дикси" планирует наращивать портфель торговых площадей в собственности.

В ГК "Дикси" подтвердили информацию об увеличении портфеля собственности. По мнению Ксении Арутюновой, в связи с высокими арендными ставками за "Дикси" могут последовать и другие крупные сети. Так, совокупные планы по инвестициям на ближайшие годы крупнейших представителей рийтела приближаются к 1 млрд долл. Кроме того, есть хорошие предпосылки для заполнения пустующих площадей и аутсайдерами рынка, не обладающими средствами крупных ритейлеров, так как крупные игроки до сих пор контролируют всего около 20% рынка.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments