На излёте Союза в страну приходят европейские супермаркеты: финны открывают «Калинку-Стокманн», австрийцы — Julius Meinl, а ирландцы — Irish House с валютным пивбаром. Пока страна торгует на стихийных рынках, «цивилизованный» ритейл в России ненадолго захватывают иностранцы.
В конце восьмидесятых финский «Стокманн» начинает поставки продуктов в Москву — ежедневными поездами в почтовых вагонах. Покупатели — экспаты, работники посольств и советская номенклатура, заказы принимают по каталогам, собирают в финских супермаркетах и доставляют прямо домой уже на следующий день (из другой страны — фантастика!). В заказах вне конкуренции йогурты, молоко, сыр, ветчина, а ещё почему-то вода в бутылках; спрос огромный — быстро приходит мысль открыть в Москве полноценный магазин.
В конце 1989-го на Зацепском валу появляется супермаркет «Калинка-Стокманн». Управляет им финско-советское совместное предприятие, клиенты — всё те же иностранцы. Советскому человеку вход заказан: нужно предъявить кредитку, которых в стране ещё не существует — первая транзакция картой русского банка в «Калинке» пройдёт только в сентябре 1991-го. А пока витрины закрыты, чтобы не смущать голодных москвичей изобилием еды.
Одновременно в ГУМе начинает работу отдел «Стокманна» с модной одеждой — первый росток фэшн-ритейла в стране. Везут всё актуальное: Karl Lagerfeld, Moschino, Sergio Rossi, Alberta Ferretti, Wolford. Конкурентов нет — и за неполных полгода оборот двух советских магазинов «Стокманна» превышает миллион инвалютных рублей, невообразимая сумма для розницы того времени.
Финны — единственные варяги тех лет, кто останется в стране надолго: к концу 1994-го в Москве работают уже четыре магазина, в их числе — элитный бутик одежды и магазин с электроникой. В том же году появится универмаг в Питере, на открытие приедет мэр Собчак в компании с будущим президентом. Отношения «Стокманна» с Россией гармонично перетекут в двухтысячные, оттуда — в десятые и даже дальше.
На полгода позже финнов в Москву приходят австрийцы. Европейский гигант Julius Meinl занимает площадь в Доме туриста на Ленинском проспекте — и сразу отказывается работать с местными: место под магазин выбирают швейцарцы, а весь товар везут из Австрии. Московский супермаркет не отличается от оригинальных ни предложением, ни сервисом — и, конечно, принимает только валюту.
«В магазине представлены 33 вида крепких алкогольных напитков, два сорта австрийского пива, консервированные шампиньоны (3,5 марки), макароны (3 марки за килограмм). Есть также всевозможные консервированные овощи и фрукты, специи, соки, минеральная вода, молоко, хлеб. В качестве «сопутствующих» товаров предлагаются гигиеническая косметика, моющие средства, консервы для собак и кошек», — со вкусом описывает «Коммерсантъ» ассортимент Julius Meinl в начале 1992-го. Показатели прекрасные, но история будет недолгой: австрийцы покинут Москву в 1996-м — их доведут криминал и нестабильность русской экономики. Ещё через пару лет компания вообще закроет розничное направление и превратится в скромного поставщика кофе.
Третья точка вторжения иностранного ритейла в Россию — гастроном «Новоарбатский», бывший флагман советской торговли. Здесь на втором этаже в 1991-м открывается Arbat Irish House, совместное предприятие Ирландии и России. При магазине работает первый в Москве классический ирландский пивбар Shamrock. Как и аналоги, проект рассчитан на иностранцев и впечатляюще успешен: оборот предприятия за 1992-й — $37,5 млн, за 1993-й — почти в полтора раза больше. Дневной оборот достигает $100 тысяч. Сценарий тот же: прямые поставки из Европы, весь менеджмент оттуда же, ставка на экспатов и местную верхушку — и никаких рублей. Irish House начнут делить в 1995-м: ирландцев выдавят, бизнес отойдёт сначала Гусинскому, а потом пойдёт по рукам.
Эпоха иностранцев в премиальном ритейле быстро закончится — впрочем, как почти всё в те годы. В 1993-м водочный король Юрий Шефлер скопирует успешные форматы и откроет торговый дом «Садко-Аркада», в 1994-м Владимир Груздев запустит «Седьмой континент»; до кризиса 98-го родятся и умрут ещё с десяток уже забытых магазинов. За несколько лет страна утолит первый голод свободной розницы — и примется строить собственные торговые империи.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.
Этот текст – часть нашей книги «История российской торговли: 90-е». Прямо сейчас мы собираем деньги на издание: можно (и нужно) оформить предзаказ на книгу. В цифровом виде выйдет 1/5 книжного материала (примерно 36 заметок из почти 200). Если мы не соберем средства и не продадим тираж, то материал, к сожалению, «ляжет в стол» до лучших времен, а скорее всего – никогда не выйдет.