Как наладить экспорт российского продовольствия, занимая нишевые сегменты того или иного рынка, "Ъ" рассказал глава исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.
— Российские производители активно наращивают производство мяса птицы и свинины, при этом очевидно, что рынок периодически бывает перенасыщен: цены падают, потребление не растет.
— Мы вплотную приблизились к ситуации, когда продавать различные части этих видов мяса внутри страны с хорошей доходностью становится все сложнее. Наши потребительские предпочтения не соответствуют натуральным пропорциям частей в туше. Например, в курятине мы предпочитаем ножки белому мясу, а отдельные части свинины также потребляются в гораздо меньших объемах, чем производятся. Один из выходов — срочно расширять каналы сбыта, выходя на внешний рынок, в страны Таможенного союза и СНГ, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, Китай, ЕС. Тем более что с присоединением России к ВТО нам было обещано открытие зарубежных рынков.
— Каковы объемы российского экспорта мяса сейчас?
— Наши поставки мяса в другие страны пока скромны — в прошлом году чуть более 40 тыс. тонн мяса птицы и около 2 тыс. тонн свинины и субпродуктов. Но радует даже это, поскольку еще несколько лет назад наш мясной экспорт равнялся нулю. При этом это один из самых перспективных видов экспорта. Мировая торговля мясом растет, увеличившись за последние десять лет на 43,5% и достигнув 28 млн тонн, или более $70 млрд.
— Может, пока не стоит экспортировать, раз самим не хватает?
— Это огромное заблуждение. Меня удивляет, когда на разных уровнях, в том числе бизнесменами, заявляется, что надо сначала накормить свою страну, а потом начинать поставки за рубеж. Большинство крупнейших стран-экспортеров одновременно являются и крупными импортерами мяса. Экспорт позволяет повышать доходность и устойчивость производства, стимулирует инвестиции в развитие, поэтому вопросами экспорта нужно заниматься задолго до того, как мы столкнемся с проблемой перепроизводства определенных видов мяса и его отдельных частей. И здесь нам может помочь изучение индивидуальных потребностей стран, их культурных и конфессиональных особенностей, традиций, сезонного спроса.
— Есть ли конкретные примеры таких возможностей?
— Сейчас ведутся консультации о требованиях к поставкам свинины из России в Канаду, причем по инициативе канадской стороны. Кто-то скажет: зачем Канаде российская свинина, если эта страна экспортирует почти 1 млн тонн в год? Но она и ввозит почти 400 тыс. тонн! И в сезон барбекю в Канаде не хватает грудинки и свиных ребрышек. А в России их будет излишек, так как мы для шашлыка предпочитаем шейку или корейку. В Китае субпродукты являются неотъемлемой частью национальной кухни. Те, кто был в этой стране, наверняка видели в ресторанах и магазинах куриные лапки, которые мы в России практически не едим.
— Производители, пытавшиеся сами выйти на рынки стран дальнего зарубежья, жалуются на административные барьеры. Как быть с этим?
— В освоении рынков других стран должны участвовать не только Минсельхоз и Россельхознадзор, но и Минэкономразвития, Минпромторг, МИД и целый ряд других организаций при активном участии отраслевых ассоциаций.