Маски, кислородные баллончики, респираторы и прочие «защитные» средства стали хитом продаж в период жары и смога. Но аптекари и производители лекарств вряд ли на этом много заработают. Неплохо наживаются продавцы бытовой техники, в первую очередь кондиционеров и вентиляторов, удается хорошо заработать турагентствам, а авиакомпаниям и сельхозпроизводителям последствия природных аномалий могут принести многомиллиардные убытки.

За последние три недели спрос на марлевые маски вырос почти в 20 раз, охотно раскупают термальную и питьевую воду, хорошим спросом пользуются антисептические средства и влажные салфетки, говорят в «Аптечной сети 36,6». Генеральный директор ООО «Ригла» Андрей Гусев добавляет также, что в жаркий сезон более чем в два раза выросла реализация минеральной воды и соков, а также желудочно-кишечных препаратов (около 25%). По оценкам «36,6», с конца июня наблюдается почти двукратный рост продаж у лидеров – производителей желудочно-кишечных лекарств и глазных капель. Цены на них, впрочем, никто не повышает. Но и баснословных прибылей жара не принесет. «В летний сезон в аптеках традиционно падает спрос: люди меньше болеют, уезжают в отпуска, – рассуждает Андрей Гусев. – Рост продаж масок и кислородных баллончиков вряд ли сможет отразиться на общем тренде сезонного снижения спроса».

Холодное удушье

Выживать в такую погоду помогают кондиционеры, но прилавки с этой продукцией опустели, а в очередь на установку записывают чуть ли не на сентябрь. Подскочили и цены, хотя у сетевых ритейлеров климатическую технику по-прежнему можно приобрести по вполне разумной стоимости. Так, три недели назад в «М.видео» продавали мощные вентиляторы по 4000 руб. Сейчас предлагают другую модель этих приборов, но уже дороже – прежние раскупили. На глазах у редактора «Ко» они уходили по штуке в минуту. В магазине тоже можно было разжиться последним мобильным кондиционером за 30 000 руб. Это продвинутая модель, которая в обычное время шла бы «со скрипом». Также имеется выбор между двумя сплит-системами стоимостью порядка 10 000 руб. Но если мобильный кондиционер можно привезти домой, вывести воздухоотвод в форточку и наслаждаться прохладой, то сплит-систему необходимо устанавливать, причем под силу это лишь специалистам. Устройства продаются без фреона – главной составляющей, а без него кондиционер – просто коробка. «М.видео» предлагает установку по цене около 9000 руб., но очередь у мастеров расписана на месяц вперед. В Интернете можно найти предложение экспресс-установки на следующий день, но просят за «оперативность» в три раза больше, чем стоит сама сплит-система, – 29 000 руб. А один из сотрудников редакции уже через пару недель после заказа на установку сплит-системы получил новый счет с суммой, превышающей первоначальную примерно на 30%.

После многочисленных жалоб от потребителей Федеральная антимонопольная служба начала изучать цены на кондиционеры, по которым их предлагают ритейлеры, но явных нарушений обнаружено не было. Представители РАТЭК (Российская ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники) утверждают, что некоторый рост цен связан с логистическими затратами. В частности, растаможить товар стало сложнее, к тому же и поставщики подняли цены.

Вон из Москвы

Едва ли не больше всех на смоге «наварили» туристические фирмы. С его приходом в поисках глотка свежего воздуха многие соотечественники ринулись в бега. По оценкам «Капитал Тура», число звонков в компанию подскочило примерно на 30%, причем люди зачастую просто интересовались, куда можно быстро улететь. Пик обращений пришелся на вторник прошлой недели.

В первую очередь возрос спрос на более доступные и бюджетные «убежища». По словам замдиректора компании «Астравел» Александра Белоусова, отмечается бум реализации туров в Карелию, Калининградскую и Ленинградскую области. Многие стали покупать путевки за два дня до выезда: все базы, санатории и пансионаты уже забиты. В «Астравеле» отмечают рост продаж примерно на 20% в среднем по России по сравнению с прошлым годом и на 5% в сравнении с 2008-м. Не отстает и выездное направление, в «фаворитах» – Турция и Египет. По оценкам турбюро «Ренессанс», продажи в премиум-сегменте в июле увеличились на целых 30% (по сравнению с июлем 2009-го), в среднем сегменте рост был скромнее – 10 – 15%. На этом фоне многие туроператоры, занимающиеся выездным туризмом, пытаются расширить предложение, запустив дополнительные рейсы, однако не спешат поднимать цены. Впрочем, такая возможность у них есть: по сведениям «Ко», если мест на рейсе мало, некоторые операторы могут повышать цены, видя, что рынок в сегодняшних условиях это «съест».

Если турфирмы сейчас в хорошем плюсе, то авиакомпании пока и представить не могут, чем для них обернется новое ужесточение правил авиаперевозок. В начале августа из-за смога было задержано или отменено более 60 000 рейсов. Проблема и в том, что лишь четыре аэропорта сертифицированы Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) по третьему классу, что позволяет лайнерам садиться при любой видимости: это Пулково, Шереметьево, Домодедово и Внуково. А министр транспорта РФ Игорь Левитин уже заявил о необходимости ужесточения требований к парку самолетов и квалификации пилотов при работе в сложных метеоусловиях. Чем это аукнется для авиакомпаний, пока никто сказать не может. Но, например, требование об обязательном оборудовании лайнеров аварийными радиомаяками, введенное с 1 января 2006 года, стоило авиаотрасли более чем $250 млн.

Пожарный роуминг

Дополнительные расходы несут и операторы сотовой связи. В начале августа им пришла телеграмма от Минсвязи, предписывающая открыть регистрацию SIM-карт в сетях конкурентов в связи с чрезвычайной ситуацией в стране. «Пожарный» роуминг начал работать в семи регионах. Министерство рекомендовало брать за звонки в национальном роуминге не больше 5 руб. за минуту. «Большая тройка» тут же установила тарифы по максимуму. Контент-провайдеры предсказывают, что потери в этом сегменте будут достигать $300 000 в день, а эксперты рекомендуют жителям городов, где включен «пожарный тариф», проследить за настройками телефонов. Если установлена автоматическая регистрация в сети, то можно «попасть» на счетчик в 5 руб. за минуту и даже не заметить этого.
Жаркая погода потребовала дополнительных усилий и затрат. «Для предупреждения сбоев в работе базовых станций в связи с аномальной жарой «Билайн» предпринимает специальные меры: сотрудники технической дирекции устанавливают дополнительные кондиционеры оборудования, там, где это необходимо, меняют их на более мощные. В компании запущена дополнительная программа по уменьшению негативного влияния аномальных температур: производится оперативный ремонт кондиционеров оборудования и установка новых. Для этих целей сформированы аварийные бригады», – рассказывают в «Вымпелкоме».

Выиграть на засухе

Из-за небывалой засухи в Центральной России и Поволжье, по данным Минсельхоза, пострадали посевы сельхозкультур на площади примерно 10 млн га. В результате аналитики снижают прогнозы по урожаю. В начале этой недели Минсельхоз объявил, что ожидаемый уровень сбора зерна составит 60 – 70 млн тонн, хотя первоначальный прогноз в этом году – 90 млн т. Потребление зерновых в России оценивается примерно в 75 млн т. Это заставило премьер-министра Владимира Путина ввести временный запрет на вывоз зерна с 15 августа до 31 декабря. В свою очередь изменение прогнозов привело к ценовому скачку: с мая во многих регионах цены на зерно выросли в два раза. В Поволжье сейчас цена пшеницы третьего класса составляет 5200 – 5400 руб. за тонну, в Санкт-Петербурге стоимость тонны зерна достигает 6500 руб. Однако в связи с запретом на вывоз цена может снизиться на 1000 – 2000 руб. В такой ситуации, скорее всего, прогадают крестьяне, однако хлебокомбинаты и экспортеры зерна могут только выиграть.
Шумихой вокруг засухи и роста цен на зерно весьма грамотно пользуются производители хлеба. Отпускные цены на хлеб и подобную продукцию стали расти с начала августа. Торговые сети уверяют, что поставщики уведомляют их о повышении цен на хлебопродукты на 15 – 60% в зависимости от региона и изделия, в то же время реальное подорожание зерна на себестоимости буханки отражается не так уж сильно. Так, доля зерна в себестоимости простого батона при нынешних ценах может составлять не более 20% в денежном выражении. Результатом торговли между закупщиками хлеба в магазинах и поставщиками стало обеднение ассортимента по хлебобулочным изделиям во многих розничных точках. «Однако, вероятнее всего, государство не допустит существенного подорожания такого стратегического продукта, как хлеб. Ограничения на отпускные цены повлекут снижение прибыльности хлебопекарного бизнеса», – полагает директор по логистике ОАО «Хлебпром» Олег Альвинский.

Пить стали больше

Убытки после жары придется подсчитать и ритейлерам, прежде всего несколько снизился трафик в торговых центрах. С одной стороны, такие центры, как «Мега», готовы были предложить посетителям вполне комфортные условия для покупок «под кондиционером», но в целом люди стремились из города убежать и шопинг непродуктовых товаров отложили до лучших времен. «В торговых центрах стало меньше посетителей, продажи одежды из-за жары снизились на 20% плюс традиционное августовское снижение продаж, так как период отпусков», – говорит Андрей Ященко, операционный директор, заместитель гендиректора компании Maratex, продвигающей марки Esprit, Lulu Castagnette и Peacocks. Кроме того, откладываются покупки мебели, хозяйственых принадлежностей, зато растет реализация воды, кваса и пива. «В Москве продажи воды за полтора жарких месяца выросли на 20 – 22% (по другим регионам рост несколько меньше), а продажи пива прибавили 14%, – рассказывает Дмитрий Потапенко, управляющий партнер сетей «Гастрономчикъ» и ProdECO. – В то же время упали продажи сигарет (примерно на 10 – 15%), мяса (на 1,5%). Мясо стоит дороже воды. В целом продуктовый ритейл сейчас в минусе, а не в плюсе». Чтобы как-то отбить убытки, многие ритейлеры, прежде всего несетевые точки, серьезно подняли цену на воду.
 
Колоссальный рост торговой наценки на напитки произошел в подмосковных магазинах, в частности, двухлитровую бутылку кваса «Очаковский» здесь можно купить уже дороже 70 руб. вместо традиционных 50 руб. Под шумок дорожают и все остальные продукты. Однако доходы от кваса и соков часто «съедают» проблемы с хранением товара, портящегося на жаре. Если известные сети как-то справляются с постоянными поломками холодильников, то в отдельных магазинах существенно возрос возврат купленной продукции. Ритейлеры жалуются на то, что подчас не могут установить дополнительные холодильные мощности, а существующие холодильники ломаются именно из-за недостатка электроэнергии. «Электроэнергия дорогая, магазины берут ее в обрез, в запасе нет ни одного киловатта. А ведь на самом деле нет плохой погоды, есть лишь плохая подготовка к ней. В Болгарии сейчас тоже 36 градусов, но никакого форс-мажора нет», – рассуждает Дмитрий Потапенко.

Стоп-машина

Установившаяся в России небывалая жара стала причиной остановки работы многих автозаводов. На сутки закрылся главный конвейер на заводе Volkswagen в Калуге. Ранее решение отправить персонал своих предприятий в двухнедельный отпуск было также принято руководством группы «ГАЗ». «Летняя остановка производства на ряде предприятий, прежде всего автопрома, из-за жары вряд ли скажется на их объемах выпуска по итогам года, поскольку в автомобильной промышленности по-прежнему велика доля недозагрузки мощностей по сравнению с периодом бума», – отмечает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. Соответственно есть вероятность, что автостроители компенсируют сокращение производства в августе более активной работой осенью или в начале зимы. Таким образом, эффект для промышленных предприятий, остановивших производство, скорее всего, окажется нулевым, так как они сумеют даже сэкономить за счет уменьшения энергопотребления. «Для металлургических компаний ситуация с аномальной жарой также не является проблемой: в плавильных цехах температура мало зависит от температуры окружающей среды», – считает управляющий активами ИК «Грандис Капитал» Андрей Толстоусов.
Однако существенный рост цен на электроэнергию в летние месяцы окажет давление на рентабельность. «Убытки промышленности от жаркой погоды в связи с введением сокращенного рабочего дня и отпусков неочевидны. Безусловно, работодатели обязаны выплачивать сотрудникам заработную плату в полном объеме, хотя их выработка в этих условиях будет ниже, что внесет определенный вклад в рост издержек», – резюмирует аналитик ФЦ «Инфина» Алексей Полежаев. Однако этот вклад, скорее всего, окажется кратковременным и незначительным, что при наличии спроса на продукцию и запаса по прибыльности позволит избежать убытков.

Задымленные квартиры

Смог также повлияет и на московский рынок недвижимости. «Аномальная жара снизила активность на рынке. Спрос на столичные новостройки в июле упал на 27,1% по отношению к июню», – констатирует директор по маркетингу ЗАО «Пересвет-Инвест» Ирина Кирсанова. По словам эксперта, результаты кризисного июля прошлого года превышают по своим показателям июль 2010-го практически в два раза. Как отмечает эксперт, пострадал и вторичный рынок, спрос в этом сегменте в Москве за месяц снизился на 27,4%. Впрочем, в Подмосковье спрос практически не изменился. За месяц снижение достигло всего лишь 0,2%, а количество звонков от потенциальных покупателей недвижимости в Московской области преобладало над числом звонков от желающих приобрести столичные квартиры, чего не наблюдалось давно. «Скорее всего, временное падение активности на московском рынке объясняется тем, что большая часть потенциальных покупателей просто разъехалась из Москвы», – считает управляющий директор «Century 21 Запад» Евгений Скоморовский. По словам коммерческого директора «Сити-XXI» век Виталия Разуваева, период задымления города совпал с невысокой деловой активностью, связанной с летним отпускным сезоном. «Это и объясняет небольшой спад звонков и заявок на приобретение квартир. Но в целом динамика продаж жилья остается стабильной», – говорит эксперт.

Иными словами, делать далеко идущие выводы из этого не стоит. Как полагают игроки рынка, гораздо более актуальна долгосрочная тенденция, которая может быть связана с пожарами. Во-первых, по мнению начальника управления маркетинга УК «Абсолют Менеджмент» Анны Шишкиной, пожары в Московской области на ближайшие два года изменят структуру покупательского спроса на загородном рынке. «Покупатели будут выбирать поселки вблизи крупных населенных пунктов, где можно рассчитывать на оперативную помощь пожарных. Не скоро восстановится спрос и на участки по юго-восточному направлению Подмосковья, расположенные в пределах 50 – 100 км от МКАД», – рассуждает эксперт. Во-вторых, по мнению гендиректора «Службы недвижимости» Павла Карасева, резко упала инвестиционная привлекательность жилья в подмосковных районах, подверженных наибольшему задымлению: Егорьевском, Шатурском и Коломенском. «Наконец, невероятно пострадал сам имидж Московского региона, несмотря на всю его инвестиционную суперпривлекательность, в нем теперь, как все знают, жители могут просто задохнуться от смога», – добавляет Евгений Скоморовский.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments