После принятия во втором чтении закона «Об обращении лекарственных средств», который регулирует цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЖНВЛС), эксперты на семинаре ВШЭ обсудили задачи списка этих лекарств, обнаружив, что они противоречат рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), а госрегулирование отрасли может ухудшить ситуацию на фармацевтическом рынке.
Как следует из доклада эксперта ВОЗ Андрея Мешковского, задачи основного перечня лекарств, рекомендуемого организацией (в него входит 340 международных непатентованных наименований — МНН), и принятого Минздравом РФ списка ЖНВЛС абсолютно разные, даже несмотря на то, что в российский перечень (500 МНН) вошло 222 наименования из перечня ВОЗ. «Основная идея списка лекарств, рекомендуемых ВОЗ,— перечень доступных препаратов льготного отпуска, когда потребителю доплачивают при приобретении им этих препаратов»,— отмечает он. Гендиректор компании «Фармэксперт: аналитика и консалтинг» Давид Мелик-Гусейнов также видит противоречия при формировании списка Минздрава. «Стандарты оказания медицинской помощи формируются по созданному списку, а не наоборот, как это принято во всем мире. Задачи перечня — исключительно регулирование цен»,— отмечает он.
Напомним, что с 1 апреля вводится госрегулирование цен на лекарства из перечня ЖНВЛС (это 40% зарегистрированных в РФ препаратов) путем регистрации предельных отпускных цен производителей и регулирования наценки на региональном уровне. По данным Росздравнадзора на 18 марта, уже зарегистрировано 3,7 тыс. отпускных цен лекарств из необходимых 5 тыс.
По мнению Давида Мелик-Гусейнова, список ЖВНЛС не отвечает ни 100-процентному государственному возмещению в рамках государственных компенсационных программ лекарственного обеспечения, ни обязательному перечню лекарств в аптеках, ни формулярному перечню учреждений здравоохранения. Между тем среди последствий госрегулирования с помощью списка эксперт видит сокращение количества розничных точек, появление новых административных барьеров, сворачивание производства отдельных торговых марок.
Директор Института развития общественного здравоохранения Юрий Крестинский отмечает, что задачи списка за 20 лет поменялись вплоть до противоположных. Так, в 1991–1992 годах производители препаратов из списка ЖНВЛС не платили налог на прибыль и НДС, задача же текущего перечня ЖНВЛС — только контроль цен. «Формально перечень создан для защиты гражданина. Фактически, создавая серьезные инфраструктурные проблемы в товаропроводящей сети, он ухудшает доступность лекарственных средств»,— подчеркнул господин Крестинский, предупредив, что уже в начале апреля дефицит лекарств неминуем. Сопредседатель же Всероссийского союза пациентов Александр Саверский считает, что список ограничивает и конституционное право граждан на охрану здоровья — в частности, право на выбор терапии. При этом если до 2007 года эксперты могли влиять на составлении списка, то теперь чиновники составляют список за закрытыми дверями, отмечает заместитель руководителя формулярного комитета Павел Воробьев.