Этикетки продаваемого в России алкоголя могут потерять свою индивидуальность — лишиться яркого распиаренного бренда и стать одноцветными с надписями унифицированным шрифтом. Возможность таких изменений планируется обсудить на слушаниях в Общественной палате (ОП) РФ с участием представителей Минздрава и экспертного сообщества. Об этом "Известиям" сообщил председатель координационного совета по защите граждан РФ от наркотиков, алкогольной и табачной зависимости ОП Султан Хамзаев. Ранее представители Минздрава и депутаты Госдумы обращали внимание на то, что привлекательный внешний вид бутылки спиртного порой стимулирует покупку даже у тех, кто ее не планировал.
По идее общественников, новые этикетки на всех алкогольных напитках должны остаться без фирменного логотипа и индивидуального дизайна, а название торговой марки, самого напитка, информация о составе и производителе будет набираться стандартизированным шрифтом. При этом предполагается, что существующая сейчас надпись "Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью" внизу этикетки останется на своем месте.
Хамзаев уточнил, что обсуждение планируется провести до конца августа.
— Государство сейчас прилагает много усилий для снижения потребления алкоголя, и есть обратная реакция от производителей — различные рекламные трюки, чтобы привлечь внимание к своей продукции. В том числе даже используют на этикетках государственный флаг, георгиевскую ленту. Мы хотим минимизировать привлекаемое к алкоголю внимание, — объясняет Хамзаев.
В письме-приглашении министру здравоохранения Веронике Скворцовой он указывает, что "общеизвестны факты крайне агрессивной рекламы — когда дети, подростки, взрослое население незаметно фокусируют свое внимание на алкогольной продукции и попадают под его влияние".
Он отметил, что неброские этикетки на спиртном изначально были нормой.
— Изначально, еще в царской России, бутылка водки была с белой этикеткой и простой надписью. Так было и в других странах, — рассказывает Хамзаев.
По его словам, в случае принятия нормы Россия может стать первой страной в мире, где этикетки спиртного будут "обезличены".
— Не надо стесняться быть первыми, если у нас есть разумная идея. Главное — не быть первыми с конца, — считает Хамзаев.
В пресс-службе Минздрава сообщили, что обращение ОП еще не получали. Однако заявили, что остались верны своей позиции о том, что привлекательная упаковка спиртного действительно соблазняет некоторых россиян, не собиравшихся выпивать.
— Размещение на полках продуктового магазина красочно оформленных бутылок со спиртными напитками стимулирует покупку этого товара даже у тех, кто не планировал перед походом в магазин приобретение спиртного. Не менее, если не более важно, что в продуктовые магазины вместе с родителями или самостоятельно приходят дети и подростки и ярко оформленные витрины винного отдела могут спровоцировать у них нежелательный интерес к алкоголю, — ранее утверждали в пресс-службе Минздрава, комментируя идею главного нарколога страны Евгения Брюна убрать алкоголь в спецмагазины.
— Покупатель приходит за хлебом, видит водку и покупает ее, — говорил в ноябре 2014 года депутат Госдумы Ярослав Нилов, объясняя свое предложение убрать алкоголь из зоны видимости покупателя по примеру сигарет.
Бренд-директор ООО "Восточно-Европейская дистрибуторская компания" Станислав Кауфман (создатель водочного бренда "Путинка" и других) утверждает, что "убийство брендов" нанесет урон производителям спиртного, однако россияне от этого станут пить только больше.
— Реализация этой меры грозит тем, что брендов больше не будет. И то, что люди годами развивали, вкладывали в это деньги, умрет. А потребление алкоголя только увеличится: все будут покупать самое дешевое и смогут купить больше, чем раньше, — считает Кауфман.
Он отметил, что создание бренда с нуля стоит сотни миллионов рублей (цена может разниться в зависимости от задачи) и суммы того же порядка ежегодно уходят на его поддержание.
— Это же как ребенок. Ему нужна одежда, школа, кружки — всё это стоит денег. Также нужно вкладываться и в бренд, — объясняет Кауфман.
Председатель правления Совета по общественному здоровью и проблемам демографии Дарья Халтурина сомневается, что предложенную меру можно оценить до ее воплощения.
— Это новая идея, и меру нужно проверить на практике — предсказать результат заранее сложно. Сейчас можно сказать, что унификация этикеток снизит привлекательность отдельных брендов, особенно сегмента премиум, — говорит Халтурина.
Отметим, в Австралии уже введен единый стандарт оформления пачки сигарет: сама пачка коричневая, 85% ее передней стороны занимает устрашающая картинка, название торговой марки написано мелким белым шрифтом. Согласно результатам исследования, опубликованном в British Medical Journal, после введения унифицированной упаковки курильщики стали получать меньше удовольствия от пагубной привычки и чаще думать о том, чтобы с ней покончить. 36,8% думали об отказе от сигарет хоть один раз в неделю, 25,8% планировали это сделать в течение месяца, а 68,8% намеревались избавиться от никотиновой зависимости за полгода.