Центробанк пустил национальную валюту в свободное плавание, а поставщики торговых сетей тем временем пытаются вынырнуть из водоворота убытков и неплатежей, опираясь лишь на собственные силы. Помощи компаниям-импортерам, производителям и дистрибьюторам ждать неоткуда и не от кого. Все декларации правительства о поддержке малого и среднего бизнеса так и остаются словами. На деле помощь получают госструктуры или большие частные компании, имеющие мощные лоббистские возможности. Если избранному кругу крупнейших ритейлеров в конце года, в разгар кризиса ликвидности, удалось добыть дефицитные кредитные ресурсы, то другим участникам рынка, поставлявшим товары, в том числе и в эти «привилегированные» сети, оставалось рассчитывать только на себя. Далеко не все из этих компаний смогли выдержать испытание кризисом и продолжить поставки в условиях отсутствия банковского кредита и неплатежей со стороны сетей, также испытывающих финансовые трудности. Прибавьте к этому сезонный предновогодний рост продаж, который лишь обострил проблему. Поставщики, в большинстве своем те самые мелкие и средние компании, маржа которых составляет, как правило, всего 1 — 2%. У многих не выдержали нервы, а у кого-то просто не хватило ресурсов кредитовать сети на весьма крупные суммы. Многие приостанавливали поставки и даже расторгали контракты. Сети же оказывали еще большее давление на поставщиков, в том числе активно муссируя социальный аспект проблемы: мол, если начнутся задержки и проблемы с поставками, если поставщики начнут повышать цены, то пострадает конечный потребитель. Те, кто сохранил контракты с сетями и продолжил поставки, столкнулись в декабре и январе с еще одной проблемой — стремительным взлетом курса доллара и евро и, как следствие, ростом цен на свою продукцию и сырье. Договоры со многими сетями, подписанные в более стабильные времена, ограничивают возможности поставщиков повышать цены. В условиях, когда рубль падает иногда на десятки процентов в месяц, а сети оплачивают поставки лишь через несколько месяцев, поставщики (особенно импортеры, или те, кто покупает импортное сырье, а таких большинство) рискуют не только потерять всю прибыль, но и уйти в глубокий минус.
В январе импортеры и производители собственной продукции из импортного сырья обратились к руководителям крупнейших торговых сетей с открытым письмом. Суть обращения: отгрузки товара по существующим рублевым ценам приносят значительные убытки, и дальше так работать нельзя. Необходимо пересматривать рублевые цены и вносить изменения в действующие прайс-листы гораздо чаще, чем это делалось в условиях устойчивой экономики. В новой ситуации поставщики предлагают менять цены не раз в квартал или в полгода, а раз в 10 дней и не применять к ним штрафы на недопоставки в случае неприятия ритейлером увеличившихся цен и остановки отгрузок того или иного товара. Ритейлеры уже предупредили, что будут рассматривать обращения поставщиков в индивидуальном порядке. Это означает: «Оставим за собой право применять силовые методы давления». Пока на кону были стабильные большие продажи и прибыли, поставщики не отказывались потерпеть. Теперь же, когда на финише можно получить убытки на круглую сумму плюс риск задержки платежа и неоплаты, поставщики готовы и на решительное «нет». Конечно, договоренность даже между двумя компаниями — дело непростое, и рассчитывать на то, что поставщикам удастся заключить с ритейлерами некое соглашение — утопия. Это, скорее, было бы под силу государству: регламентировать отношения поставщиков и крупных сетей. Но, увы, под шумок кризиса последним удалось закрыть тему закона о торговле, который был призван защитить поставщика от монопольного произвола сетей.