Совокупный объем продаж 100 крупнейших ритейлеров России по итогам прошлого году вырос на 15% и составил 19 трлн рублей, пишет Forbes со ссылкой на данные INFOLine.

На долю топ-100 в структуре розничного рынка (без учета авто и топлива) в прошлом году пришлось более половины рынка (52,6%), а доля топ-10 вместе с маркетплейсами составляет 34,7% (без учета последних — 28,6%).

Пятерка лидеров среди ритейлеров осталась прежней: первое место у X5 Group, далее идет «Магнит», Mercury Retail Group, а также сеть по продаже бытовой техники и электроники DNS и «Лента».

Онлайн-продажи DNS выросли на 10% и составили 205,3 млрд рублей. Показатели онлайн-продаж конкурентов напротив упали: у группы «М.Видео-Эльдорадо» — на 20%, у сети «Ситилинк» — на 10%. Из-за этого «М.Видео-Эльдорадо» опустилась с пятого на седьмое место, а «Ситилинк» — с 16-го место на 19-е.

На фоне ухода зарубежных компаний из топ-100 выбыли IKEA (14-е место по итогам 2021 года), группа компаний Inditex (23-е место), H&M (36-е место), Adidas (56-е место), Decathlon (79-е место) и Uniqlo (81-е место).

Среди основных драйверов роста в 2022 году эксперты назвали следующие: консолидация рынка и значительный рост онлайн-продаж (на 40%), что в первую очередь доказывают продажи маркетплейсов. При этом маркетплейсы стали очень серьезно выигрывать благодаря продажи контрафактной продукции, которая потекла в страну после разрешения параллельного импорта.

Маркетплейсы представлены в рейтинге в двух категориях: продажи собственных товаров (они идут с указанием места в рейтинге) и оборот маркетплейса как витрины (без места). Так, Wildberries без указания места по итогам 2022 года занял 3-е место с оборотом 1,28 трлн рублей без НДС (рост на 93,6%). Он же занимает 20-е место с выручкой от собственных продаж в 104,3 млрд рублей. Оборот Ozon — 733 млрд рублей (5-е место, но в рейтинге не отражено) с ростом на 86,4% год к году, по собственным продажам маркетплейс занимает 17-е место — 135,3 млрд рублей (+12%).

Аналитики также рассказали, что за последние 20 лет общий розничный товарооборот в России увеличился более чем в 10 раз — с 3 трлн рублей в начале нулевых до почти 43 трлн рублей по итогам 2022 года.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

 
мп-спец-в-контенте