Как стало известно «Бизнесу», один из совладельцев сети «Старик Хоттабыч» Григорий Кожемякин запускает собственный розничный проект.
Новая сеть будет кардинально отличаться от «Старика Хоттабыча» — это будет новая сеть дискаунтеров формата DIY (do it yourself — «сделай сам») в городах с населением до 500 тыс. человек. Эксперты считают, что концепция «„бюджетный” DIY для бедных регионов» будет востребована в большей степени, чем гипермаркеты стройматериалов.
Слухи о том, что Григорий Кожемякин — председатель совета директоров сети «Старик Хоттабыч» и совладелец группы «Нэкс», в которую входит сеть,— затеял собственный розничный проект, появились еще осенью 2005 года. Сам Кожемякин отказывается от комментариев.
Однако на днях сразу несколько источников уточнили, что проект уже готов к запуску.
«Концепция сети уже утверждена: DIY-дискаунтеры площадью 4–6 тыс. кв. м в региональных центрах. За образец взят „бюджетный” формат сети Castorama — сеть Brico Depot. Это профессиональные магазины— никаких товаров для интерьера там нет, только стройматериалы, в этой сети закупаются те, кто профессионально занимается ремонтом. География проекта Кожемякина — города с населением 300–500 тыс. человек»,— сообщил сотрудник одной из консалтинговых компаний, знакомый с проектом.
По его словам, уже определена кандидатура директора сети. Им стал француз Марк Анри. Этот человек достаточно известен на рынке: в 2002–2004 годах он занимал пост вицепрезидента сети электроники «М.Видео», с 2004-го — директора по закупкам непродовольственных товаров российского офиса сети Real. На рынке стройматериалов в России Анри никогда не работал. Тем не менее до приезда в Москву он 16 лет трудился в Castorama, уйдя оттуда с поста директора международного маркетинга.
В сети Real «Бизнесу» подтвердили, что с 31 января Марк Анри не работает в компании.
Источник в компании рассказал, что перед увольнением Анри говорил, что будет работать с владельцами «Старика Хоттабыча». Правда, сам Марк Анри вчера отрицал свое участие в новом проекте.
Григорий Кожемякин не первый из основателей группы «Нэкс», решивший самостоятельно развивать форматы, альтернативные «Старику Хоттабычу». В 2001 году группу покинул один из ее основателей Игорь Сосин, позже создавший инвесткомпанию «Новая идея».
Сейчас этой компании принадлежит сеть бутиков отделочных материалов «Нэксклюзив». Однако самый крупный розничный проект Сосина связан со строительными гипермаркетами OBI (ему принадлежит 49% в компании «Сделай своими руками», оператора OBI в Московском регионе).
Эксперты считают верным решение главы «Старика Хоттабыча», чей новый проект не конкурирует с крупноформатными сетями. «В полумиллионники большие DIY пока не собираются, а между тем эти города сейчас переживают настоящий строительный бум,— говорит эксперт Евразийского института мерчендайзинга Сергей Лыков.— Рынок стройматериалов в таких городах растет не меньше чем на 15–20% в год». Дарья Чернова, директор по маркетингу консалтинговой компании Dars Consulting, считает, что дискаунтеры с узким ассортиментом и экономичными ценами более востребованы в регионах, чем DIY площадью 14–16 тыс. кв. м. «Идти в города меньше миллиона с гипермаркетами по 15 тыс. кв. м неоправданно, магазины площадью 4–7 тыс. оптимальней»,— соглашается с ними сотрудник OBI, просивший не называть его имени.
Правда, региональные ритейлеры считают концепцию неэффективной. «Возможно, в Москве плохо представляют, что нужно регионам. Здесь востребованы те же полноценные магазины. Вот у нас есть DIY площадью 8 тыс. кв. м. Но этого явно мало»,— говорит замдиректора екатеринбургской сети «Стройарсенал» Денис Бондаренко.
Впрочем, Екатеринбург и не попадет в сферу интересов нового проекта Кожемякина — в городе много больше 500 тыс. человек.