Показатель проникновения мобильных телефонов на рынки развивающихся стран вырастет с 83,6% в прошлом году до 103,8% в 2017 году, говорится в глобальном отчете Citigroup "Воздействие насыщения смартфонами развитых рынков".
Развивающиеся рынки на сегодняшний день являются более перспективными для производителей мобильных устройств, чем развитые страны, где уже в прошлом году проникновение сотовых телефонов оценивалось в 142%, считают эксперты. "Мы характеризуем развитые страны как рынки, где пользователи не покупают телефоны впервые, а заменяют существующие", — отмечается в отчете. В глобальном масштабе проникновение мобильных должно вырасти с 98,5% в прошлом году до 113% в 2017 году, говорят в Citi.
Число активированных в мире смартфонов по-прежнему остается ниже численности населения — Citi оценивает их проникновение в 75-80% в развитых странах и 30% — в развивающихся. Однако прибыли их производителей находятся под угрозой — на фоне насыщения рынка, появления недорогих устройств с ведущими техническими характеристиками, ростом цен на компоненты и вынужденным ускорением продуктовых циклов средняя отпускная цена смартфонов будет неизбежно падать.
Производителям смартфонов придется столкнуться и с другой проблемой — ограниченной возможностью интегрировать функционал других мобильных устройств (например, камеры, навигатора, диктофона). Кроме того, считают аналитики Citi, полезность новых функций в мобильных устройствах, которые производители характеризуют как инновации, стремится к нулю. По их мнению, для эффективного использования смартфона его процессору достаточно четырех ядер, а гонка за ростом разрешения экранов бессмысленна, поскольку на определенном уровне человеческий глаз перестает видеть разницу.
"Достигающий насыщения рынок, падающая средняя цена и ограниченные возможности для инноваций позволяют ожидать снижения маржинальности топовых производителей", — говорится в отчете. Аналитики понизили рекомендации по акциям Apple, а также поставщиков компонентов Broadcom и Qualcomm до "нейтральных", а акции BlackBerry и Nokia рекомендуют продавать. При этом азиатские производители Sony, Samsung, Panasonic и Toshiba лучше адаптируются к новым бизнес-условиям, говорят в Citi, рекомендуя покупать их акции.