В середине июня этого года Минсельхоз РФ должен представить торговым сетям список из 20 социально значимых продуктов, по которым они не будут требовать бонусов от поставщиков. А значит, снизятся цены на этот перечень товаров, что в условиях кризиса весьма кстати. Однако, ряд экспертов уже успели окрестить эту инициативу не более, чем пиар-ходом самих ретейлеров, о чем мы уже писали в материале "Классическая торговля по 20-ти наименованиям". Сами представители торговых сетей придерживаются другого мнения. Директор уральского филиала X5 Retail Group Алексей Красников рассказал Накануне.RU, как удержать страну от возвращения в голодные 90-е, за счет чего X5 Retail снижает цены и при этом открывает новые магазины.
Алексей Красников, директор уральского филиала X5 Retail Group:
"Будучи крупнейшим в стране продовольственным ретейлером, обслуживающим более 816 миллионов покупателей в год, X5 Retail Group не может позволить себе закрывать глаза на падение платежеспособности населения и не предпринимать адекватных мер по сдерживанию роста цен, иначе это приведет к снижению темпов развития бизнеса и поспособствует росту социальной напряженности. В этом смысле утверждение перечня социально значимых продуктов и принятие общих для всех ретейлеров правил относительно розничных цен на основные группы продовольственных товаров – на хлеб, молоко, мясо, масло и т.д. – это залог и условие обеспечения продовольственной безопасности страны.
И важно отметить, что пятерка крупнейших ретейлеров России, готовых эти правила принять ради развития бизнеса и выполнения своей социальной миссии, контролирует всего лишь 5% рынка. Остальная часть слабо консолидирована и в этом свете "пиар" продуктового "соцпакета" необходим не столько в плане конкурентной борьбы за покупателя, сколько для того, чтобы повлиять на оставшиеся 95% продовольственного рынка и удержать страну от возвращения в голодные девяностые. На родине кризиса – в США – в очереди за талонами на еду встал уже каждый десятый американец. Я, конечно, бизнесмен, капиталист, но как гражданин своей страны не хочу для россиян такого же "светлого" будущего.
X5 Retail Group действительно снижает цены и сдерживает их рост за счет наращивания объемов продаж. Дискаунтеры "Пятерочка" показали рекордно высокие темпы роста покупательского трафика в сопоставимых магазинах (LFL): в целом по формату LFL приток покупателей составил 6%, при этом, в Москве покупательский трафик вырос на 10%, а в регионах — на 11%. Этим успехом мы обязаны кардинальным изменениям в сфере логистики и организации закупок. Еще в октябре прошлого года мы отменили "входные" бонусы для поставщиков сельскохозяйственной и небрендированной продукции, занимающей 60-70% товарооборота и это далеко не 20 наименований. Оставшаяся часть поставщиков продолжает платить. Это добровольное желание и решение, поскольку бонус в обмен на привлекательное место в магазине является частью их маркетинговой политики.
Работа продолжается по целому ряду направлений, в том числе и по заключению прямых контрактов с производителями продуктов питания, минуя множество посредников. Известно, например, что апельсины X5 Retail Group закупает за границей и на собственных пароходах доставляет их в Новороссийск, а затем на собственных же фурах развозит по регионам. Этот же принцип мы исповедуем при работе со всеми группами товаров, в том числе с овощами, которые закупаем у производителей, так сказать, прямо с грядок. Исключение составляют "биржевые" продукты, т.е. небрендированные сухие товары (соль, сахар, крупы), поскольку для покупателя их производитель не важен. Активная работа ведется по выпрямлению цепочек поставок охлажденных продуктов (птица, мясо, колбасы) и продуктов глубокой заморозки.
Настоящая революция происходит в логистике. В нынешних условиях поставщикам стало невыгодно самостоятельно развозить товары по нашим магазинам в отдаленные территории, поэтому мы увеличили складские площади своих распределительных центров, предложив поставщикам доставлять грузы туда, в одну точку, а не в 25 как раньше. В результате процент централизации (дистрибуции через РЦ) вырос в 2 раза и составил 50%. И это не предел. Дальше продукты по магазинам развозим сами и нам это обходится гораздо дешевле: пользуясь статусом лидера рынка, X5 Retail Group может позволить себе получать существенные скидки от поставщиков складского оборудования, автотехники, запчастей, ГСМ и т.д. В сумме все это дает от 15 до 20% экономии на логистических издержках. Значительно, согласитесь… Практическим результатом внедрения этого широчайшего комплекса мер стало установление минимальных рыночных цен на 100% ассортимента, а не на 20% как было раньше.
Да, мы могли потерять в маржинальной доходности, но за счет увеличения объемов реализации и снижения издержек компания это падение успешно компенсировала. Успешно настолько, что мы можем себе позволить увеличить сеть уральского филиала еще примерно на 20 магазинов и открыть более одной тысячи новых рабочих мест. В этом смысле не менее важным является сохранение рабочих мест у местных компаний-поставщиков, которым гарантированные заказы X5 Retail Group позволяют стабильно работать. Кстати, доля местных товаров в общем объеме наших продаж составляет 50-60% и для стимуляции сбыта компания запускает свои бренды, как, например, молочный бренд "Вологодские кружева". Конечно, компания не будет возить молоко из Вологды, а разместит заказ у местных производителей.
Предпринимаемые меры затрагивают все бизнес-процессы, а не только "соцпакет" из двадцати наименований. Так что рассуждения на тему, что все это пиар не совсем правильны: это не пиар, а объективная реальность".