Снос ларьков на Сенной площади превратил "вторую линию" стрит-ретейла в первую. Арендаторы ждут роста ставок, потока посетителей и числа ресторанов на первых этажах.
После того, как ларьки на Сенной площади снесли, все здания на площади стали "первым рядом", их витрины наконец-то видны издалека, а значит выросла их привлекательность для арендаторов. Кроме того, на недавнем выездном совещании губернатор Петербурга Георгий Полтавченко пообещал отремонтировать фасады зданий на Сенной.
Перемена места
Итогом этого может стать ротация арендаторов, считают в JLL, поясняя, что, что помещения на площади станут лучше, а значит, и дороже. Ставки поднимут и не все текущие арендаторы их потянут.
Сейчас 80% помещений на первых этажах, которые раньше закрывали ларьки, занимает общепит. Это рестораны "Хочу харчо" холдинга Ginza Project, "Токио-сити", "Чайникофф", "Кулек" (Food Retail Group) и другие.
Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Петербурге рассказывает, что сейчас ставки аренды в помещениях в на первых этажах стрит-ретейла на Сенной — от 3,5 тыс. до 6 тыс. рублей за 1 м2 в месяц.
"Мы ожидаем небольшого роста ставок по отдельным объектам, в пределах 5-8%, — рассуждает он. — Любое качественное оформление площади будет добавлять ликвидности помещениям. Однако вопрос в том, кто и за чей счет будет производить ремонт – не потребуют ли от собственников площадей в этом случае дополнительных расходов". Владислав Фадеев говорит, что на участке Садовой улицы от Гороховой до Юсуповского сада около 21% помещений заняты предприятиями общепита, еще 20% приходится на ретейлеров одежды и обуви. В ближайшее время эта структура может чуть измениться в сторону роста сектора услуг или магазинов по продаже телефонов, телекома.
Монополия общепита
Михаил Гусейнов, владелец сети кофеен "Чайникофф" считает, что арендные ставки поднимутся (и для некоторых помещений уже поднялись), но только для новых арендаторов и обладателей краткосрочных договоров. "У нас же ничего не меняется: договор долгосрочный, мы занимаем это место уже более 10 лет", — говорит предприниматель. Ротация в этом районе, по его мнению, непременно усилится, но не сразу, пока заметно только то, что наконец нашли арендаторов помещения, которые давно пустовали.
В перспективе, считает он, на первых этажах будет еще больше общепита (именно кафе и закусочные были в снесенных ларьках), а магазины разойдутся по соседним торговым центрам или переедут в другие локации. Хотя вытеснять почти некого: кроме кафе и ресторанов, вокруг площади работают несколько салонов связи ("Связной", "Евросеть"), отделение Сбербанка, несколько несетевых продуктовых точек.
"Что касается эффекта от сноса — он уже есть, прошел примерно месяц, место стало более привлекательным, люди начали здесь гулять, и поток посетителей вырос примерно на 15%. Вскоре мы ожидаем роста до 25%", — заключает Михаил Гусейнов.
Антон Рейнбах, коммерческий директор "Токио-сити" считает, что о росте посещаемости выводы делать пока рано, но надежды у него позитивные. "Мы рассчитываем не только на рост потока, но и на то, что КИО будет более гибко подходить к размещению летних террас, — говорит Антон Рейнбах. — Когда Сенная была застроена ларьками, собственность участков была очень непрозрачно оформлена, теперь, надеемся, поставить летнее кафе будет проще". О росте ставок предприниматель тоже не беспокоится: он обладатель долгосрочного договора аренды, и перспектива удорожания пока очень далеко.
Представительница КЦ "Питер" (владелец ТРК "Сенная") Любовь Орлова рассказывает, что свободные места для магазинов, которые общепит может вытеснить из соседних зданий, в ТРК есть, но на всех их не хватит. "Так или иначе, мы говорим о дальних перспективах, пока не могу сказать что, например, к нам на фудкорт выстроилась очередь, потому что закрылись ларьки", — добавляет она.