Московская издательская группа "АСТ" приобрела сеть книжных магазинов "Снарк" у издательского дома "Азбука-Аттикус". Сумма сделки не разглашается, при этом руководство группы "АСТ" утверждает, что сделка еще находится в стадии завершения. Участники рынка предполагают, что "Снарк" мог отойти "АСТ" за долги, а аналитики считают, что издательство в первую очередь заинтересовано в местах расположения некоторых магазинов сети, например на Невском проспекте.
Как стало известно "Ъ", московская издательская группа "АСТ" купила у издательства "Азбука-Аттикус" сеть книжных магазинов "Снарк". При этом сумму сделки стороны не разглашают. В пресс-службе "АСТ" заявили, что руководство компании не будет давать комментарии до тех пор, пока сделка не будет завершена. Генеральный директор "Азбуки" Аркадий Витрук был на больничном, поэтому получить вчера комментарий второй стороны не удалось.
При этом, как анонимно рассказал один из игроков книжного рынка, у "Снарка" образовались долги перед издательствами, по приблизительным подсчетам составившие 45 млн рублей.
"Ъ" удалось найти одно из издательств, перед которым у "Снарка" есть задолженность. Как подтвердил генеральный директор издательства "Олма Медиа Групп" Дмитрий Иванов, "Снарк" должен издательскому дому "Нева", входившему в "Олма Медиа Групп", один миллион рублей. "До сих пор эти деньги нам не возвращены", — констатирует господин Иванов.
По данным сайта издательства "Азбука", в Петербурге значится девять магазинов "Снарк". По оценке аналитиков, каждая точка могла стоить примерно $250 тыс., однако с учетом долговой нагрузки торговой сети итоговая цифра может быть значительно ниже.
По данным участников книжного рынка, основным поставщиком книг в сети "Снарк" как раз было издательство "АСТ", поэтому, как анонимно отмечают участники рынка, сеть могла быть забрана издательством за долги.
По мнению генерального директора книжной торговой сети "Буквоед" Дениса Котова, дешевле было бы открыть собственные магазины. "Полагаю, приобретение "Снарка" продиктовано стратегическим интересом "АСТ" к определенным точкам сети, например, к магазину на Невском проспекте. Конечно, это не сверхэффективный шаг с точки зрения срока возврата инвестиций", — отмечает господин Котов.
Аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин говорит, что многие издательские дома занимаются подобной диверсификацией. "Думаю, что в итоге приобретение торговой сети может иметь положительный синергетический эффект, особенно если магазины имеют хорошую локацию", — считает аналитик.
Участники рынка полагают, что в дальнейшем сеть "Снарк" ждет ребрендинг и магазины будут переименованы в "Букву" — сеть розничных книжных магазинов, принадлежащая издательству "АСТ". При этом адреса магазинов "Буква", указанные на сайте группы "АСТ", уже частично совпадают с адресами "Снарка". Однако корреспондент "Ъ" вчера проверил один из адресов "Буквы" на Заневском проспекте: вывеска "Снарка" еще не заменена.
По данным Росстата, по итогам девяти месяцев 2010 года объем продаж книг, газет и журналов в сопоставимых ценах снизился на 0,5% по сравнению с соответствующим показателем за аналогичный период 2009 года. По различным оценкам, объем российского книжного рынка составляет около $3 млрд. Уровень обеспеченности книжными магазинами на душу населения в зависимости от региона колеблется в диапазоне один магазин на 40-75 тыс. жителей.