Крупные торговые сети готовы работать с местными компаниями. Но главная проблема — добиться от них стабильных поставок и роста вместе с сетью, говорит руководитель этого направления в "Леруа Мерлен" (Сибирь) Елена Зинченко.
"Родина в опасности, она даже не может себя прокормить самостоятельно", — такое утверждение часто можно услышать от целого ряда экспертов. Убедиться в этом может каждый, покупая лекарства в аптеке и даже тривиальный ширпотреб и изучая их этикетки. Все чаще в графе "страна-производитель" там значится что угодно, только не Россия. Даже продукты в торговых сетях подчас называются местными только номинально — например, крупнейшие заводы в молочной промышленности после череды консолидаций почти целиком поделены между Pepsi и Danone.
Местные поставщики винят в этом торговые сети, которые, по их мнению, не заинтересованы в локальных предпринимателях. Куда проще договориться с федеральными поставщиками, чем возиться с местной "мелочью". "В среднем товары региональных производителей обычно занимают около 20–30 процентов "на полках" сетей", — подтверждает аналитик ИК "ФИНАМ" Анна Мишутина. В прошлом году мы даже проводили на эту тему специальное исследование, где выяснили, что проблема куда сложнее, и местный бизнес — тоже не всегда идеальный партнер. Но тогда итоговые данные получились обрывочными, поскольку их не предоставила сеть "Леруа Мерлен". В этот раз руководитель направления по работе с региональными поставщиками "Леруа Мерлен (регион-Сибирь)" Елена Зинченко прокомментировала нам ситуацию.
— Готова ли сегодня сеть "Леруа Мерлен" поделиться списком своих поставщиков?
— Мы никогда не скрываем своих поставщиков: все они указаны на товарах согласно российскому законодательству, эту информацию можно найти на упаковках. На данный момент среди наших поставщиков около 70 компаний из разных городов Сибири: Новосибирск, Красноярск, Омск, Бердск, Кемерово, Барнаул, Тюмень.
— Какие требования вы выставляете местному бизнесу? Что для вас важнее?
— В первую очередь, нам важно отвечать потребностям наших покупателей. Поэтому при выборе партнеров мы учитываем все параметры. Своим покупателям мы гарантируем высокое качество продукции, поэтому и поставщик должен поддерживать соответствующие стандарты производства. В наших магазинах товар всегда должен присутствовать в нужном количестве, независимо от сложностей доставки.
Поставщикам необходимо проанализировать свой потенциал для наращивания объемов производства еще до заключения контракта с нами. Сейчас сеть "Леруа Мерлен" очень активно развивается в Сибири, как и в России в целом. Очевидно, что еще на этапе знакомства с поставщиком я сразу оцениваю его возможности именно в этой перспективе. Поставщику также нужно уметь адаптироваться под быстрые изменения ассортимента, уметь прогнозировать изменения сырьевого рынка, быстро на них реагировать и своевременно нас информировать.
— Какие товарные группы вы уже "закрываете" местной продукцией?
— В наших магазинах есть четыре отдела, в которых большая часть товаров представлена продукцией локальных поставщиков-производителей. Это "Строительные материалы", "Столярные изделия", "Сад" и "Сантехника". Но так было не всегда. Скажем, первый магазин в Новосибирске (сейчас "Леруа Мерлен" готовится к открытию второго магазина в городе. — Ред.) мы открывали только с федеральным ассортиментом. А сейчас около 50 процентов товаров отдела "Строительные материалы" поставляется от местных поставщиков и по 20 процентов — для каждого из отделов "Сантехника", "Сад" и "Столярные изделия". В Омске и Красноярске такая же ситуация. Тюмень — следующий магазин на очереди. И там тоже все хорошо с местными поставщиками.
— Какие товарные группы вы хотели бы закрыть местной продукцией, но пока не можете этого сделать?
— Очень актуальный вопрос. Несмотря на то, что Сибирь — лесная зона, каждый год мы испытываем дефицит именно с такими товарными категориями, как вагонка, имитация бруса, блок-хаус, бруски-доски. Это единственная товарная категория, по которой я готова общаться со всеми желающими производителями.
— Каковы основные проблемы в работе с местными поставщиками?
— Могу сказать, что эти проблемы типовые для всех регионов страны. Самое главное для поставщика — умение планировать свое производство с учетом роста "Леруа Мерлен", понимание собственного потенциала и способность быстро увеличивать объемы производства. Подход "давайте начнем, а там видно будет" для нас неприемлем. Только осознанное решение и готовность поставщика к работе по нашим стандартам может служить залогом успешного сотрудничества с нами.