В соцсетях вдруг заговорили о резком повышении цен на хлеб. Этот народный мониторинг не всегда чутко улавливает тенденцию, но и данные Росстата говорят, что за первое полугодие хлеб на российских прилавках подорожал. Правда, не резко — на пять процентов, чуть больше инфляции.

"Российская газета" решила составить свой "индекс хлеба" и понять, что же впереди ждет самый социальный российский продукт. Наши собкоры отправились в магазины. За ориентир взяли цены на батон "Нарезной", который есть везде.

На вопрос, растут ли цены на хлеб, продавцы в регионах отвечали по-разному. В Ростове-на-Дону и Волгограде, например, "Нарезной" не терял и не прибавлял в стоимости на протяжении полугода. В Орле цены с начала года ушли в минус на 1-2 процента — сейчас "Нарезной" здесь продают за 33 рубля. В Пензе последнее подорожание хлеба было еще в феврале.

В Екатеринбурге заметное изменение ценников на хлеб (рост 2,3 процента) зафиксировали в апреле. В Мурманске в середине 2016 года батон белого стоил 29 рублей, сейчас продукция того же хлебозавода продается за 31,35 рубля, то есть рост за год на уровне 5 процентов, что соответствует динамике Росстата.

Встречаются и более серьезные изменения. В июле на 50 копеек подорожал хлеб в Краснодаре, в Нижнем Новгороде в том же месяце к стоимости батона прибавился рубль, а в подмосковном Воскресенске — сразу 2 рубля.

Разброс в стоимости одного и того же сорта хлеба по регионам оказался очень значительный. Один из самых бюджетных вариантов был обнаружен в райцентре Ельники (Мордовия), здесь "Нарезной" стоит не дороже 20 рублей. Самые дороге батоны — в Новороссийске (50,3 рубля) и Южно-Сахалинске (51 рубль).

Почему такой разброс цен? Директор НИИ статистики Росстата Олег Рыбак в случае с Дальним Востоком все объясняет сложной логистической цепочки. На юге включается "курортный" фактор — продавцы стараются заработать на большом количестве туристов. С окончанием сезона отпусков цены должны пойти вниз. Ну а самый дешевый хлеб продается там, где покупательская способность жителей наиболее низкая. Как правило, это небольшие населенные пункты вдали от мегаполисов.

Среди производителей тоже согласия не было. Каждый участник "хлебной цепочки" пенял на другого, дескать, это он виноват в подорожании. Аграрии — на мукомолов, мукомолы — на пекарей, а те — на торговые сети.

"Зерно точно ни при чем. Оно может дешеветь, но хлеб все равно будет дорожать — эти процессы не сильно зависят друг от друга, поскольку в цене хлеба доля зерна не более 30 процентов", — говорил ведущий эксперт рынка зерна Института конъюнктуры аграрных рынков (ИКАР) Евгений Зайцев.

Тем не менее за последнюю неделю цены, по которым зерно попадает на мукомольные комбинаты, выросли. Пшеница в зависимости от класса поднялась в цене на 45,80 и даже 135 рублей за тонну. Конечно, в "Нарезном" весом 400 граммов эти перемены глобально не отразятся. Но проблемы могут быть.

Зайцев не исключает, что дождливая погода вызовет дефицит продовольственной пшеницы третьего класса, необходимой для получения хлебопекарной муки. Закрывать брешь придется либо пшеницей более низких классов, либо импортом. Последний вариант — золотой.

По словам зампредседателя комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию агропромышленного комплекса Павла Грудинина, использовать дорогое сырье пекарям невыгодно из-за низкой покупательной способности населения. Это видно по прилавкам, где черствеют дорогие багеты. И пекари давно просят разрешить использовать дешевое фуражное зерно.

"Думаю, то, что хлеб в России кое-где дорожает, это реакция торговли на страхи покупателей, — уверен Грудинин. — Из-за холодов россияне боялись неурожаев и как следствие — повышения цен, они его и получили".

У продавцов, правда, на этот счет другое мнение. По расчетам председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли Ильи Ломакина-Румянцева, с начала года батон "Нарезной" подешевел на 16 процентов. Речь, правда, о крупных торговых сетях, которые могут сдерживать рост цен на социально значимые продукты за счет огромной наценки на другие товары. У несетевых магазинов такой возможности нет.

В свою очередь президент Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрий Кацнельсон объясняет, что стоимость хлеба формируется из нескольких факторов. Цена продукции пекаря состоит из суммарных производственных затрат и валовой прибыли хлебозавода, а цена в торговых точках — из уже перечисленных издержек плюс торговая наценка. А учитывая, что стоимость всех составляющих при производстве хлеба — тарифов на коммуналку, транспортировки и прочее, постоянно растет, соответственно, общая цена хлеба будет повышаться вне зависимости от погодных условий, заключил Кацнельсон.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar