В Екатеринбурге, и в целом по России, прибыль торговых сетей продолжает падать. Это связано со снижением доходов населения, валютными скачками и отсутствием нормального импортозамещения. Ритейлерам, чтобы удержать своих покупателей, приходится работать не только над снижением цен, но и над внешним видом своих объектов.

О том, кто зарабатывает на продуктовом эмбарго, что мешает местным сетям увеличивать количество магазинов и почему за границей начали "умирать" гипермаркеты, читайте в интервью JustMedia.ru с президентом торговой сети "Елисей" Александром Оглоблиным.

— Александр Александрович, как сегодня чувствует себя ритейл? За счет чего удается держаться на плаву?

— Вопреки расхожему мнению, ритейл чувствует себя неважно: этот бизнес скорее болен, чем здоров и розовощек. Конечно, люди не перестают кушать, но "конские" ценники на продукты, в условиях снижения дохода, заставляют потребителя переходить в эконом-сегмент. Цены выросли минимум в полтора раза, и человек, разумеется, идет туда, где дешевле. Тем более что конкуренция на этом рынке сегодня очень высока. В шаговой доступности у покупателя может быть с пяток разных магазинов.

При этом есть мнение, что это именно торговые сети задирают цены и зарабатывают на своих покупателях, а это не так. Во-первых, на цену влияет рост курса валют. Во-вторых, российские поставщики и производители, пользуясь продуктовым эмбарго и сохранившимся высоким спросом на дефицитные продукты, начинают необоснованно поднимать цены на свой товар. Поэтому основные прибыли как раз у производителей, как бы они там не плакались, а вот ритейл в острой конкурентной борьбе как раз снизил свои наценки и балансирует на грани рентабельности.

Лучше из ритейла себя чувствуют дискаунтеры. Тем, кто, как мы, ориентирован на средний сегмент, — не очень хорошо. На сегодняшний день мы потеряли 8-10% своих покупателей. Чтобы остановить этот процесс, мы работаем с ценами, продаем многие товары первой необходимости с минимальной наценкой.

— Если ситуация ухудшилась, то не собираетесь ли вы закрыть самые нерентабельные магазины?

— В конце прошлого года мы закрыли один арендный магазин и на этом пока остановились. Большинство объектов, несмотря на снижение рентабельности, остаются прибыльными. Но, конечно же, пришлось откорректировать свою программу развития в сторону ее приостановления. В этом году мы планируем открыть один-два магазина, но все будет зависеть от экономики.

Наибольшую силу сегодня, как я уже говорил выше, имеют федералы, в том числе за счет банковского ресурса. Даже если в крупной сети есть убыточные магазины, то их не закрывают, а напротив, открывают новые, чтобы показать свой рост акционерам.

Не секрет, что Сергей Галицкий активно развивает "Магнит" за счет имитирования акций своей торговой сети на рынке. Основными акционерами X5 Retail Group ("Пятерочка" и "Перекресток") является банковская группа "Альфа групп".

— В начале 2014 года вы открыли на Красноармейской первый в городе фреш-маркет. Насколько востребован данный формат в городе?

— По "Елисеевским" очень интересные показатели. В отличие от магазинов "Елисей", в гастрономах "Елисейский" мы не наблюдаем снижения товарооборота. Конечно, когда 180 метров Красноармейской сделали пешеходной зоной, то сначала продажи существо просели, но потом ситуация стабилизировалась. Примерно то же мы наблюдали в объекте на 8 Марта, когда рядом с нами открылись три серьезных конкурента — "Пятерочка", "Верный" и "Перекресток". Однако после короткого падения мы продолжили наращивать трафик.

Объясняю это тем, что данный район продолжает заселяться, кроме того, премиальный сегмент менее подвержен пикам падения. Обеспеченные люди не готовы отказывать себе в еде. Они "экономят" на другом. Недавно меня спросил друг, не собираюсь ли я менять машину. Я ответил: "Кризис на дворе, поэтому в ближайшие два года точно менять не буду". Но если я не покупаю новый автомобиль, то это не значит, что я откажусь от бутерброда с красной икрой на завтрак.

— Какие минусы у фреш-маркета?

— Необходимо держать больше товаров на полках. А расширенная линейка фреш-продукции и собственного производства требует более кропотливого отношения к себе и влечет большие списания. У дискаунтеров матрица около полутора тысяч наименований. Если мы ориентируемся на состоятельного покупателя, то держим, например, не два вида зеленого горошка, а пять-семь — от дешевого до премиального сегмента. Это увеличивает оборачиваемость товара и товарные запасы. В условиях значительно выросшего кредитного ресурса это минус. Продукция собственного производства требует увеличенного квалифицированного штата персонала для производства полуфабрикатов и готовой продукции, а также серьезные издержки на всё это.

Большинство ритейлеров закредитованы, и это, в том числе и нам, не позволяет развиваться в кризис, когда доходность резко упала, а стоимость кредитных ресурсов, наоборот, резко возросла. Если раньше мы могли взять дешевые инвестиционные кредиты и купить недвижимость, то сейчас банки неохотно выдают долгосрочные займы. Кроме того, финорганизации производят низкую оценку недвижимости, под которую мы берем кредит. Выросла и сама ставка. Раньше она была порядка 12% годовых. Полгода назад этот показатель доходил до 18-19%. Сейчас ставка колеблется в пределах 14,5%, что в условиях снижения рентабельности бизнеса много. Именно поэтому сейчас задача многих сетей — это снижение кредитной нагрузки.

— Какие минусы у фреш-маркета?

— Необходимо держать больше товаров на полках. А расширенная линейка фреш-продукции и собственного производства требует более кропотливого отношения к себе и влечет большие списания. У дискаунтеров матрица около полутора тысяч наименований. Если мы ориентируемся на состоятельного покупателя, то держим, например, не два вида зеленого горошка, а пять-семь — от дешевого до премиального сегмента. Это увеличивает оборачиваемость товара и товарные запасы. В условиях значительно выросшего кредитного ресурса это минус. Продукция собственного производства требует увеличенного квалифицированного штата персонала для производства полуфабрикатов и готовой продукции, а также серьезные издержки на всё это.

Большинство ритейлеров закредитованы, и это, в том числе и нам, не позволяет развиваться в кризис, когда доходность резко упала, а стоимость кредитных ресурсов, наоборот, резко возросла. Если раньше мы могли взять дешевые инвестиционные кредиты и купить недвижимость, то сейчас банки неохотно выдают долгосрочные займы. Кроме того, финорганизации производят низкую оценку недвижимости, под которую мы берем кредит. Выросла и сама ставка. Раньше она была порядка 12% годовых. Полгода назад этот показатель доходил до 18-19%. Сейчас ставка колеблется в пределах 14,5%, что в условиях снижения рентабельности бизнеса много. Именно поэтому сейчас задача многих сетей — это снижение кредитной нагрузки.

— Фреш-маркеты, экомоллы два года назад стали новым форматом для рынка. На что сегодня торговые сети делают ставку, каких новинок следует от них ждать?

— Пока есть кризис, высокая инфляция и высокие цены от поставщиков принципиально новых интересных форматов для покупателей ждать не приходится. У потребителя сейчас задача купить подешевле "хлеб насущный". Отсюда и отток в дискаунтеры, которым сложно что-то новое предложить. Хотя думаю, что усилится существующий тренд, который мы можем проследить на примере "Пятерочки". Владельцы сети поняли, почему они уступили пальму первенства "Магниту" и серьезно изменили свой внешний вид.

Они увидели, что даже покупателю с низким уровнем дохода не нужна "помойка", что ему должно быть приятно заходить в магазин и брать не просроченные продукты. И собственники создали эту приятность внешним антуражем, в том числе красивыми и яркими красками в оформлении. Администратора магазина переименовали в директора по качеству, наделив его функциями проверки.

Что касается послекризисных тенденций, то достаточно посмотреть, к чему движутся европейский и американский рынки. Есть тенденция роста собственного производства (готовая продукция и полуфабрикаты), так как многим людям уже не хочется, да и нет времени, готовить дома. Значительная часть людей, с хорошим уровнем заработной платы, задумывается и о здоровом образе жизни. На полках магазинов увеличивается количество безглютеновых продуктов, овощей и фруктов, выращенных на естественных почвах, иных эко-продуктов.

— Честно говоря, я не верю, что у нас может появиться такая продукция. То есть на упаковке, может быть, и будет написано о натуральности продукта, но на деле там этого не будет.

— Я думаю, что когда-нибудь до нас дойдет не только культура потребления и продажи, но и выращивания и производства такой продукции, если будет спрос со стороны потребителя и мы сможем доказать потребителю то, о чем вы говорите. В Москве и Екатеринбурге уже есть первые интернет-магазины фермерской продукции, а в своих гастрономах "Елисейский" мы также торгуем фермерской продукцией, в качестве которой уверены. И готовы сотрудничать с новыми поставщиками оной.

В мусульманских республиках России есть халяльные продукты в магазинах. Поставщики того же мяса предлагают сертификат, где есть подтверждение от муфтия, который проверил продукт. Но вопрос действительно в том, насколько этим доказательствам можно верить. Недавно читал результаты исследование халяльной колбасы пяти разных производителей. В трех из них обнаружили ДНК свинины. Поэтому нюансы пока есть.

— По каким категориям товаров наиболее сильно просели продажи? Возможно, от каких-то продуктов вы отказались, других стали закупать больше?

— Пришлось отказаться от части премиальных товаров. От тех, что и раньше не очень продавались, например, замороженные улитки. Также происходит смещение сегмента спроса: говядина стала дорогой, и люди покупают больше свинину. Те, кому раньше была доступна свинина, переходят на курицу. А любители курицы теперь предпочитает, скажем, жарить картошку. То есть объем потребления остается на том же уровне, но снижается качество питания.

— Что происходит с продажами алкоголя?

— Алкоголь — это падающая группа, и здесь происходит такое же перетекание потребителей в более низкий ценовой сегмент. А те, кто пил раньше дешевое спиртное, покупает сейчас "из-под полы" суррогат. И таких точек много.

— Вы знаете адреса?

— У нас есть магазин на Юбилейной (микрорайон Компрессорный). В 15 метрах от него — остановочный комплекс, где из-под прилавка продают денатураты. И постоянно рядом отираются алкоголики. Один такой с подбитым глазом подошел ко мне и попросил денег на выпивку. Я дал ему 20 рублей и пошел за ним. Он зашел в киоск и говорит продавцу: "Продай". Та смотрит на меня в костюме и галстуке и отвечает: "Нельзя, подожди". Мы жаловались в специализированные органы, но воз и ныне там. Четверть овощных киосков города работают без документов, то есть не платят никаких налогов. По одному из таких объектов писали во все инстанции, вплоть до мэра. Киоск убрали, но через неделю он появился на другой стороне улицы.

— Раз затронули тему овощей… В 20-х числах марта начались поставки овощей и фруктов из Сирии, дошли ли они до Екатеринбурга? Насколько высоко качество этой продукции? Сможет ли Сирия перекрыть дефицит турецкой продукции, и был ли ее недостаток?

— Пока сирийской продукции на Урале нет. СМИ писали, что в Россию поступило 600 тонн. Это капля в море! Так что это больше рекламная поставка: "Нам санкции не страшны, мы нашли новую страну, из которой это повезем". Но давайте будем откровенны. В Европе есть два основных поставщика цитрусовых — Греция и Турция. Конечно, небольшими партиями данная продукция к нам поступает из Марокко и Аргентины, а мандарины из Китая и Абхазии. В Сирии тоже благоприятный климат для выращивания цитрусовых, но их там нет в экспортных масштабах, ведь там война, и это накладывает свой отпечаток. У них инфраструктура не готова к экспорту, например даже не решен элементарный вопрос — с упаковкой.

Много говорится о поддержке местного производителя. Я общался с рядом фермеров: никто из них не почувствовал эту поддержку. В качестве примера: один из них рассказал, что купил землю в Челябинской области, чтоб разбить там яблоневый сад, но не смог получить кредит на саженцы, а плодово-овощная станция в этом году была вообще закрыта из-за отсутствия финансирования.

— А все-таки есть ли дефицит сегодня?

— Нет, в том числе и за счет реэкспорта. Мы же знаем, что польские яблоки возили через Белоруссию. Когда это вскрылось, то поляки погнали фуры в Сербию, там пересыпали в другие ящики и под видом сербских везли в Россию. И эти "польско-сербские" яблоки, из-за двойной перетарки и дополнительного расстояния, растут в цене. Сегодня, согласно сертификатам, мы продаем азербайджанские помидоры, но откуда за два месяца в этой стране взялись новые теплицы и такие объемы продукции, история умалчивает. Однако помним, что у Азербайджана замечательные отношения с Турцией.

В премиальном сегменте история та же. Заказал устрицы в ресторане и спросил владельца заведения, откуда их привезли. Он с улыбкой ответил: "Тунис". И мы понимаем, что на самом деле они из Франции, но под сертификатом другой страны.

— Была ли в прошлом году осенью на полках данная продукция из Крыма, стоит ли ожидать ее в этом году? 

—Безусловно, овощи и фрукты есть, но их мало. Среди них: яблоки, ялтинский красный лук, травяные чаи, кондитерка, но ассортимент пока не очень велик. Когда не была перекрыта граница между Крымом и Украиной, то к нам активно шли украинские яблоки с сертификатами Крыма.

— Не перенасыщен ли рынок сегодня торговыми сетями, или место еще есть? И магазинов какого формата не хватает?

— Общемировая тенденция говорит о том, что гипермаркеты стали терять покупателя. Доля гипермаркетов в Америке и Европе падает. По итогам прошлого года крупнейший в мире ритейлер Walmart сообщил, что, даже с учетом новых магазинов, у них впервые упал товарооборот.

В России сегмент гипермаркетов пока активно развивается. Но уже сейчас люди начинают ценить время, а не только гонятся за ценой. Зачем тратить два часа и ехать на окраину города, когда все необходимое можно купить в шаговой доступности? Потребители стали чаще ходить в магазины за фреш-продуктами: хлебом, молоком, охлажденным, а не замороженным мясом. Время, когда за окном хранили тушу или висела авоська с пельменями, прошло. Поэтому, я думаю, что наряду с гипермаркетами будет существовать и развиваться наш удобный формат магазина "у дома".

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments