Несмотря на сокращение табачного рынка, ГК "Мегаполис", которая является в России единственным дистрибутором JTI, Philip Morris и Imperial Tobacco, смогла в прошлом году увеличить выручку от продаж сигарет на 15,4%. Это стало возможным за счет роста стоимости табачной продукции. Выручка дистрибутора от продаж других товаров — пива, чая, батареек и презервативов — осталась практически без изменений.
Общая выручка дистрибутора "Мегаполис" в 2015 году составила 580,14 млрд руб., что на 14,4% больше, чем было в 2014 году. Такие данные содержатся в имеющейся у "Коммерсанта" годовой отчетности голландской Megapolis Distribution B.V., головной структуры АО "ТК "Мегаполис"". Также у компании выросла чистая прибыль — с 12,69 млрд до 13,68 млрд руб. и EBITDA — с 18,84 млрд до 20,11 млрд руб.
Основной объем выручки "Мегаполису" традиционно приносит торговля сигаретами: их доля в обороте, как сообщается в отчетности, увеличилась за год с 92% до 93%. В деньгах рост составил 15,4%, до 538,65 млрд руб. При этом компания сообщает, что в натуральном выражении табачный рынок в 2015 году сократился на 7%. В феврале табачные компании Philip Morris International (PMI) и JTI в своих отчетах оценивали падение рынка в 6,2% и 6,3% соответственно. Прошлогодний объем рынка, по данным PMI, составил 294,5 млрд сигарет.
Финансовый директор "Мегаполиса" Александр Огнев рост денежного оборота от продаж сигарет объясняет увеличением акциза, который включен в структуру выручки, а также общей индексацией цен на табачную продукцию. В 2015 году правительство существенно повысило адвалорную часть табачного акциза — с 8,5% от розничной стоимости сигарет до 11% (с этого года адвалорная часть увеличилась до 12%). По данным PMI, которые компания опубликовала во вторник, за последний год цены на сигареты в России выросли в среднем на 23%.
Основным собственником "Мегаполиса" является Игорь Кесаев, чье состояние в 2016 году Forbes оценил в $2,4 млрд (35-е место в рейтинге российских миллиардеров). Владельцами 40% дистрибутора на паритетной основе являются структуры табачных гигантов JTI (сигареты Winston, Sobranie) и PMI (Marlboro, Parliament), которые приобрели эту долю в декабре 2013 года, заплатив за нее в равных долях $1,5 млрд. Кроме продукции этих компаний "Мегаполис" также является единственным дистрибутором сигарет Imperial Tobacco (Davidoff, R1). Согласно имеющимся у "Коммерсанта" данным Nielsen, продукция всех трех табачных компаний в 2015 году в натуральном выражении занимала 68,3% российского рынка.
Остальные 7% оборота "Мегаполиса" пришлись на продажу других товаров, в числе которых пиво компании "Балтика", чай Dilmah, энергетики Red Bull, а также зажигалки, батарейки и презервативы. За прошлый год выручка этого сегмента показала незначительный рост в 3,5%, составив 41,49 млрд руб. По словам господина Огнева, на нетабачную выручку оказывала влияние текущая экономическая ситуация, а также сокращение пивного рынка. По данным "Балтики", в 2015 году рынок пива в России упал на 10%, до 698 млн дал. Как отмечали в компании, прошлогодний уровень потребления пива был самым низким за последние 12 лет — 50 л на душу населения (в 2007-2008 годах он был 77 л).