C 6 апреля в Великобритании вступает в силу запрет выставлять в витринах супермаркетов и крупных магазинов сигареты, пишет The Guardian. Продавцы должны держать табачные изделия в закрытых полках.
Для небольших магазинов запрет вступит в силу в апреле 2015 года, документ дает им время переоборудовать торговые точки.
По замыслу властей, новый закон должен удержать детей и подростков от желания попробовать закурить. Размещение сигарет рядом со сладостями приводит к тому, что табачные изделия у детей начинают ассоциироваться с чем-то безвредным и доступным, полагают эксперты Центра исследования рака.
Закон был принят, несмотря на протесты табачных компаний. Imperial Tobacco, Japan Tobacco, British American Tobacco и Philip Morris утверждали, что запрет несоразмерный, нарушает законы ЕС о конкуренции и будет способствовать контрабанде сигарет. Власти также столкнулись с ожесточенным сопротивлением владельцев небольших магазинчиков, которые заявили, что выручка от продажи табачных изделий имеет решающее значение для их бизнеса.
Противники закона утверждали, что нет доказательств того, что молодежь станется меньше интересоваться сигаретами. Подобные законы уже приняты в Исландии (2001 года), Таиланде (2005 год), Ирландии (2009 год) и Норвегии (2010 года). Однако лучшие результаты наблюдаются в Канаде, где закон действует с 2004 года. Профессор Дэвид Хэммонд из Университета Ватерлоо в штате Онтарио рассказал, что отношение к курению среди молодежи в возрасте от 15 до 19 лет существенно изменилось после того, как запрет вступил в силу. По его данным, юных курильщиков стало меньше.
В России законопроект «О защите здоровья населения от последствий потребления табака», который разработало Министерство здравоохранения и социального развития, пока что не внесен в правительство, поскольку к документу есть претензии у части министерств. Проект закона предусматривает запрет курения в общественном транспорте, кафе и ночных клубах, ограничение продаж и запрет рекламы сигарет, а также рост акцизов.
Помимо этого, предлагается запретить на открытую выкладку табачной продукции. Директор по корпоративным отношениям «Бритиш Америкэн табакко Россия» («БАТ Россия») Александр Лютый заявил, что эффективность меры сомнительна, а данных о том, что запрет влияет на снижение уровня курения, нет. Он добавил, что такой запрет нарушает права потребителя и условия конкуренции.