Владелец Liveinternet Герман Клименко в ноябре арендовал офис по выгодной цене в столичном Нескучном саду для своего нового проекта — информационного сайта, который будет специализироваться на зарубежной недвижимости и офшорах. Отремонтированное дореволюционное здание (пристройка к Андреевскому монастырю) находится в 10 м от пароходного причала на Андреевской набережной и обойдется в 9000 руб. за 1 кв. м в год, рассказал Клименко. Пока для пятерых сотрудников он арендовал 160 кв. м, но собирается занять еще 300 кв. м, оставшихся в доме. Раньше, катаясь на прогулочном пароходе по Москве-реке, он завидовал тем, кто так удачно расположился прямо на берегу, теперь в роли такого счастливчика к лету надеется оказаться сам. «Цены откатились к ставкам десятилетней давности, — считает он. — К примеру, на Кутузовском проспекте, если рассматривать не первую линию домов, можно найти хорошее помещение по $350 за 1 кв. м». Именно там Клименко уже присмотрел еще одно помещение, куда собирается перевезти офис другого проекта — портала 3DNews, сейчас он базируется на «Рижской». Бизнесмен утверждает, что для многих интернет-компаний наступила пора переездов в лучшие помещения.

Статусный обмен

«Аэрофлот» перевез часть офиса на Арбат, арендовав 7000 кв. м в бизнес-центре Midland Plaza. Теперь там разместилось руководство авиаперевозчика, и топ-менеджеры работают в более статусном месте. Раньше сотрудники компании сидели в нескольких зданиях — в районе метро «Аэропорт» и в «Шереметьево». «Зачем стратегам, финансистам, юристам каждый день мотаться в “Шереметьево”? Ведь Минтранс, Белый дом, офисы компаний-партнеров находятся в центре города, — объяснил Виталий Савельев, гендиректор компании, в интервью “Ведомостям”. — Если отказаться от аренды трех зданий и въехать в один офис на Арбате, то экономия составит 140 млн руб. в год. Кстати, у меня кабинет есть и в Мелькисарове (“Шереметьево”), и на Арбате. Я несколько дней в неделю намерен работать в Мелькисарове, там же будем проводить все производственные совещания».

Однако оптимизации невозможно было бы достичь без сокращений — «Аэрофлот» уже сократил 564 человека и планирует сократить еще несколько тысяч сотрудников.

Переезд в лучший офис — логичный шаг в ситуации, когда ставки аренды падают и появляется много предложений от собственников недвижимости, комментирует Франсуа Нонненмашер, заместитель директора департамента офисной недвижимости компании Colliers International. «У арендаторов, занимающих площади в не очень качественных зданиях даже близко к центру, появилась возможность переехать в новые и более современные здания», — говорит он. И приводит в пример центр исследований компании Samsung Electronics, который раньше находился на 2-й Брестской улице, а в этом году переехал в район ТТК в БЦ «Двинцев». «Типичный пример, когда компания выбрала местоположение более отдаленное, сделав выбор в пользу качества помещения и арендодателя», — отмечает Нонненмашер.

Под одной крышей

Компания «Делойт» тоже сумела удачно превратить три офиса в один. В 2006 г. в «Делойт» работали 1050 сотрудников и московский офис располагался в деловых центрах «Моховая», «Романов двор» и «Бейкер плаза», что затрудняло организацию бизнес-процессов и работу цепочки поставок, уточняет Карина Назимова, административный директор компании «Делойт СНГ». «За это время число сотрудников выросло до 2000, и встал вопрос о поиске нового офиса, который смог бы объединить всех под одной крышей. — говорит Назимова. — Решение оказалось непростым: до кризиса спрос превышал предложение, и найти выгодный вариант было нелегко».

Компания рассматривала множество предложений, среди которых, в частности, был деловой центр «Москва-сити», но в результате остановилась на «Белой площади», с владельцем которой в том же году заключили контракт на аренду 30 000 кв. м в офисе класса А на выгодных условиях. «Таким образом “Делойт” смогла оптимизировать затраты на аренду площадей и более эффективно выстроить внутренние бизнес-процессы, — уверяет Назимова. — И сотрудникам стало удобнее добираться до работы: офис находится близко от метро и от трассы скоростного сообщения с аэропортом “Шереметьево”, что особенно важно для тех, кто часто летает в командировки, а их у нас почти 50%».

Стратегия выжидания

Впрочем, в 2009 г. было не так много переездов. Большинство сменивших адрес — небольшие компании (из 20-30 сотрудников), которые достаточно мобильны, и переезд их офисов обычно обходится недорого, замечает Нонненмашер.

Российский продавец рекламы «Видео интернешнл» (ВИ) отказался от затратного переезда, не подписав договор аренды, который был предварительно согласован в конце 2008 г. Компания в мае этого года должна была съехаться из трех офисов, расположенных на западе Москвы, в один — бизнес-центр Riga Land, расположенный на 7-м км от МКАД по Новорижскому шоссе. «Мы не отказались от идеи переезда совсем, но решили отложить его, ощутимо сократив таким образом расходы в этом непростом для нас году», — говорит Антон Чаркин, PR-директор ВИ.

ТНК-BP тоже отказалась от планов переезда в район МКАД из-за смены стратегии развития и сейчас ведет переговоры с собственником БЦ Nord Star, добавляет Нонненмашер. «В основном арендаторы фокусировались на снижении ставки, оставаясь в тех же помещениях, даже продлевая аренду на 3-5 лет, — говорит он. — Раньше многие компании снимали площади с излишком (рассчитывая на 20-30% ежегодного роста числа персонала). Для них самым эффективным способом оптимизации расходов по аренде было бы договориться с арендодателем о возврате лишних площадей с возможной оплатой неустойки».

Выбирают Третье кольцо 

Массовой миграции арендаторов в центр не наблюдается: они считают его не самым удобным местом из-за транспортных проблем – пробок, дефицита парковок. Поэтому для компаний по-прежнему остается привлекательным район Третьего транспортного кольца. К примеру, штаб-квартира сети салонов сотовой связи «Связной» переехала из двух офисов с ул. Ибрагимова и Центра международной торговли на ул. Ленинская Слобода в БЦ «Омега плаза».

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments