Один из крупнейших мировых производителей алкоголя Bacardi договорилась с группой "Синергия" о разливе на ее подмосковном заводе марки виски William Lawson’s и в будущем прекратит ее импорт в Россию. Это первый случай производства международного бренда виски на российском предприятии, что стало возможным благодаря недавно принятому ГОСТу, позволяющему отечественным предприятиям выпускать этот вид алкоголя. Из-за роста цен на импортный алкоголь в 2015 году поставки в Россию виски снизились почти на четверть.
С конца апреля этого года виски William Lawson’s будет выпускаться на заводе "Традиции качества" (Московская область) — одного из семи предприятий "Синергии". Об этом рассказали глава Bacardi в регионе Восточная Европа Алехандро Узьель и председатель правления "Синергии" Александр Мечетин. В розничную продажу William Lawson’s российского производства может поступить уже летом. "После этого импорт William Lawson’s из Шотландии прекратится",— сказал господин Узьель. По словам господина Мечетина, в течение 2016 и 2017 годов для Bacardi будет произведено около 1 млн дал William Lawson’s, с продажи которых бюджеты всех уровней получат порядка 2 млрд руб. "Синергия" будет отвечать только за разлив продукта.
О том, что Bacardi рассматривает возможность локализации в России выпуска William Lawson’s, "Коммерсантъ" сообщал еще в 2014 году, тогда ряд участников рынка рассказывали, что компания обращалась к ним с соответствующим предложением. По словам одного из собеседников "Коммерсанта", Bacardi рассматривала также разлив марки в Белоруссии, где давно существует ГОСТ, позволяющий выпускать виски. В России такой ГОСТ был принят только в конце 2015 года: он действует также на территории Армении, Казахстана и Киргизии. В Bacardi не исключают, что часть производимого в России виски будет экспортироваться в эти страны. С 1 июля текущего года аналогичный ГОСТ будет принят также по рому.
"Традиции качества" стали первым предприятием, которое две недели назад получило лицензию на выпуск виски при новом ГОСТе, говорит господин Мечетин.
"Мы благодарны Росалкогольрегулированию, вице-премьеру Александру Хлопонину (курирует алкогольную отрасль.— "Коммерсантъ") и правительству Московской области за поддержку нашего проекта с Bacardi в рамках программы импортозамещения",— отметил бизнесмен. Пресс-секретарь господина Хлопонина Наталья Платонова подтвердила, что на имя вице-премьера было обращение, касающееся производства William Lawson’s в России, оно было переправлено в Росалкогольрегулирование.
В "Синергии" и Bacardi подчеркивают, что их проект — первый случай производства международного бренда виски на российском предприятии. Так, например, Diageo на протяжении нескольких лет выпускает по контракту с рядом российских заводов ромовый напиток Shark Tooth и висковый напиток Rowson’s Reserve. В российском офисе Diageo вчера не стали комментировать, планирует ли компания использовать появление в России ГОСТа на виски и ром для выпуска здесь своих продуктов.
В Bacardi признают, что локализация производства в России марки William Lawson’s, на которую приходится более 90% всего продаваемого здесь виски компании, связана со стремлением снизить влияние курсовых колебаний на себестоимость продукта за счет того, что бутылка, пробка и этикетка будут закупаться в России. По оценке Александра Мечетина, без учета акциза доля комплектующих в себестоимости виски составляет 25–30%.
В январе "Коммерсантъ" писал, что из-за роста цен на импортный алкоголь в 2015 году поставки в Россию виски снизились 22,3%, до 33,59 млн л. У главных импортеров этого напитка — компаний Diageo и Bacardi — объемы ввоза сократились на 27,1% (до 1,05 млн дал) и на 26,1% (до 0,61 млн дал) соответственно. По словам Алехандро Узьеля, за последние два года Bacardi подняла цены на William Lawson’s на 25–30%, то есть не так сильно, как выросли к рублю фунт и евро. В прошлом году средняя стоимость бутылки 0,5 л этого виски в рознице составила около 700 руб.
По оценке IWSR за 2014 год, на которую ссылается Bacardi, William Lawson’s — лидер продаж в категории виски в России с долей рынка 16,8% в натуральном выражении. Такую же долю при объеме продаж 0,56 млн дал марке за тот же год дает Euromonitor, но отдает лидерство бренду White Horse (производитель — Diageo), которого было продано 0,58 млн дал. В 2013 году продажи William Lawson’s в России составили 0,71 млн дал.
"Синергия", являясь одним из крупнейших производителей водки в России ("Беленькая", Beluga, "Мягков"), имеет в своем портфеле также взятые на дистрибуцию бренды виски компании William Grant & Sons (Grant’s, Glenfiddich и др.). На ее мощностях в Шотландии "Синергия" выпускает также собственную марку виски Fox & Dogs. Теперь же в планах компании перенести ее производство в Россию на свои мощности. Однако, говорит Александр Мечетин, в этом случае она будет позиционироваться не как виски, а как висковый напиток, что приведет к снижению цены примерно на 30% (сейчас около 800 руб. за 0,7 л).