Швейцарский производитель шоколада Barry Callebaut прогнозирует, что рост потребления продукта в Азии приведет в ближайшие несколько лет к его дефициту, так как производители какао-бобов не справляются с нагрузкой. России дефицит пока не грозит.
“Если потребление шоколада на азиатских рынках будет расти такими же темпами, спрос превысит предложение в ближайшие 5-10 лет”, — предположил в интервью FT Deutschland Патрик де Месеньер, генеральный директор Barry Callebaut.
Какао-деревья произрастают на довольно узкой полоске земли вдоль экватора. Молодое дерево приносит первый урожай только на пятый год. Именно поэтому производители не смогут поддерживать поставки на соответствующем уровне.
“Поставщики на рынке какао-бобов не обладают достаточной гибкостью для того, чтобы отреагировать. Просто молодым деревьям нужно слишком много времени, чтобы вырасти и начать плодоносить”, — говорит Кристоф Айбл, директор по торговле товарами компании Tiberius Asset Management. “Как только наметится дефицит, появятся спекулянты, которые могут подтолкнуть цену еще выше”, — добавляет аналитик по товарным рынкам BW Bank Герхард Зингле.
Barry Callebaut, по ее собственным подсчетам, закупает примерно 15% производящихся в мире какао-бобов. В компании считают, что резкий рост потребления шоколада обуславливается в первую очередь изменениями гастрономических предпочтений у жителей Китая, Индии и Индонезии. Кроме того, существует потенциал для дальнейшего роста объемов потребления и в Восточной Европе (4% в год в течение примерно ближайших пяти лет). В Азиатско-Тихоокеанском регионе рост составит в среднем 25%, а в Китае он достигнет 30%. При этом Западная Европа и Северная Америка в ближайшие несколько лет останутся важнейшими для нас по объемам потребления, говорится в заявлении Barry Callebaut. Впрочем, эти рынки достаточно зрелые и роста на них практически не наблюдается.
В результате дефицита какао-бобов, очевидно, вырастет цена на это сырье. “Рост цен на бобы отразится на цене шоколада, — прогнозирует де Месеньер, — но цены вырастут неравномерно [на разных рынках]”. В течение последних нескольких месяцев кондитерам также приходилось платить все больше за другой важный ингредиент — фундук. Цены на него за два прошедших года увеличились втрое. По данным Федеральной ассоциации германской кондитерской промышленности, килограмм фундука в настоящее время стоит $8-8,5.
Де Месеньер, впрочем, считает, что цены на орехи должны снизиться. “По моим оценкам, цены достигли высшей отметки, — говорит руководитель Barry Callebaut. — Но для того чтобы они вернулись на уровни $5-6/кг, необходимы хороший урожай и зима без заморозков”.
Увеличение спроса неизбежно затронет и Россию, где объем рынка рос более чем на 10% в год. По данным российской ассоциации кондитеров “Асконд”, в 2004 г. в России было произведено 175 000 т шоколада и шоколадных изделий по сравнению со 119 000 т в 2000 г., а предварительная оценка объема прошлого года — 185 000 т. Эксперты ассоциации считают, что России пока не грозит резкое повышение цен на шоколад. “Дефицита как такового не будет, но рост цен возможен, — не соглашается директор по корпоративным вопросам «Крафт Фудс Россия» Кирилл Болматов. — В последние годы наблюдались скачки цен на какао-бобы, кофе и фундук”. (Использованы материалы FT, 19.02.2006.)
Справка:
Barry Callebaut – крупнейший в мире поставщик промышленного шоколада для кондитерской и пищевой промышленности. Компания также производит потребительский шоколад марок Alprose, Bensdorp, Cacao Barry, Callebaut, Carma, Chadler, Swiss Alps, Van Houten и Van Leer. Компании принадлежат германский производитель шоколада Stollwerck и американский кондитер Brach’s. Выручка Barry Callebaut в 2005 г. незначительно выросла до $3,2 млрд, прибыль снизилась на 40% до $53 млн.