Как рассказал «Ведомостям» замруководителя ФАС Андрей Кашеваров, производитель соусов пожаловался службе, что не может договориться с сетями. В одной из федеральных сетей ему заявили, что на полках магазина свободных мест нет, но можно обратиться за помощью к дистрибуторской компании. Там согласились помочь и оценили свои услуги в 45% от отпускной цены дистрибутора. Тот решил, что по такой цене его продукцию покупать не будут. Тогда дистрибутор посоветовал обратиться к другому посреднику, у которого наценка ниже. Эта история стала поводом для проведения масштабного расследования взаимоотношений между дистрибуторами и сетями, говорит Кашеваров. Какие именно четыре дистрибуторские компании проверит ФАС на предмет сговора с федеральными сетями, Кашеваров не говорит. Вслед за соусами ФАС собирается провести расследование и по другим группам товаров. Если сети действительно навязывают поставщикам услуги определенных дистрибуторов, то и тем и другим грозит штраф от 1% до 15% годового оборота, говорит Кашеваров.
Опрошенные «Ведомостями» производители соусов, дистрибуторы и ритейлеры считают ситуацию, описанную ФАС, нетипичной. Сети предпочитают работать с дистрибуторами, у которых могут быть в ассортименте сотни марок от разных производителей, говорит совладелец холдинга, производящего соусы. Наценка дистрибуторов действительно достигает 45%, но до 35% от нее съедают сети за счет различных бонусных выплат, продолжает он. Напрямую с крупнейшими сетями работает и Unilever (по оценке компании, марка Calve занимает первое место на российском рынке соусов, который составляет 1,5 млрд евро в год). «Сговора не существует, крупных дистрибуторов около 15, и они работают с разными сетями», — говорит коммерческий директор дистрибуторской компании «Балтлоджистик.ком» Дмитрий Халкиопов.
В X5 Retail Group и «Седьмом континенте» «Ведомостям» заявили, что компании предпочитают обходиться без дистрибуторов, работая с поставщиками напрямую. Из 24 брендов соусов в сетях Х5 только одну позицию доставляет дистрибутор, говорит пресс-секретарь Х5 Светлана Витковская.
Рекламный картель
Региональные сети иногда навязывают поставщикам свои рекламные агентства, рассказывает Ирина Бахтина из «Юнилевер Русь». Компания столкнулась с подобным, когда пыталась провести в магазинах одной региональной сети стимулирующую лотерею. Ритейлер поставил условие: или лотерею проведет местное агентство, или сеть не разрешит Unilever проводить рекламную акцию в магазинах.