Виктор Агеев, заместитель главы администрации города, – о развитии международных и федеральных сетей в Перми, о том, какие площадки предпочитают крупные ритейлеры и почему пермяки покупают разные продукты в разных магазинах.

– Несмотря на то, что экономика переживает не самые лучшие времена, в 2015 году в Пермь пришли или заявили о строительстве торговых центров в городе сразу несколько крупных федеральных и международных ритейлеров. С чем, на ваш взгляд, это связано?

– Этому есть несколько причин. Первая состоит в том, что сектор потребительского рынка в Перми достаточно серьезно недоинвестирован. Даже с учетом некоторого экономического спада, который отбросил нас на уровень конца нулевых – начала десятых годов (хотя и это достаточно высокий уровень), такая ситуация дает возможность для появления новых операторов на рынке и обуславливает их стремление открывать в городе свои объекты.

Кроме того, полагаю, что те усилия, которые прикладывает администрация Перми к улучшению инвестиционной привлекательности, также влияют на намерения крупных игроков в сфере ритейла. В частности, при главе администрации Перми Дмитрии Самойлове проводятся регулярные встречи с инвесторами, где обсуждаются возникающие вопросы и оказывается административное сопровождение инвесторам в реализации проектов. Сами операторы отмечают, что уровень взаимодействия с должностными лицами мэрии, решения вопросов в городе достаточно высок. Это оказывает существенное влияние на принятие ими инвестиционных планов, связанных с Пермью.

– По каким принципам администрация Перми выстраивает взаимоотношения с крупными инвесторами?

– Любой крупный инвестиционный проект в сфере ритейла попадает под сопровождение администрации. В период подготовки к открытию первого гипермаркета сети "Лента" в Перми мы находились в постоянном контакте с компанией, и возникающие вопросы, зачастую технические, но требующие оперативного решения, снимались.

Аналогичная ситуация с компаниями OBI и SELGROS Cash & Carry: летом представители ритейлеров встретились с Дмитрием Самойловым. По итогам совещания операторы заявили, что в Перми им оказан беспрецедентный уровень содействия со стороны городских властей, которого они не встречали в других регионах.

"Декатлон", соглашение с которым было подписано в рамках Форума муниципальных практик, также выражал удовлетворение и заявлял о высочайшем уровне поддержки. Мы постарались, чтобы они в кратчайшие сроки получили градостроительный план земельного участка, разрешение на строительство и вышли на площадку. Безусловно, инвесторы очень ценят возможность прямого диалога на уровне первых лиц города.

– В марте состоялось открытие первого гипермаркета "АШАН" в Перми. Подводя итоги четырех месяцев работы магазина, можно ли сказать, что изменилось соотношение на рынке ритейла: усилилась ли конкуренция, повлияло ли открытие магазина французской сети на цены?

– Приход такого мощного игрока, как "АШАН", безусловно, оказывает влияние на распределение сил на рынке и состояние сферы в целом. Но едва ли можно говорить о серьезном воздействии открытия магазина французской сети на уровень цен: все-таки "АШАН" не является дискаунтером. Однако при появлении новых ритейлеров увеличивается масса предлагаемых товаров, расширяется ассортимент, соответственно, повышается уровень предоставления услуг розничной торговли. Кроме того, рынок обретает большую устойчивость с точки зрения "ценовых шоков". Чем больше игроков (особенно если это операторы федерального и международного уровней), тем труднее ритейлерам организовать ценовой сговор и реализовать монопольные преимущества. Все это укрепляет рынок.

Приход оператора уровня гипермаркета "АШАН" приводит и к возникновению новых стандартов качества: невозможно спорить с тем, что крупные торговые сети задают определенные параметры качества. Кроме того, у каждого ритейлера, как правило, представлен набор акционных позиций, это значит, что у жителей города появляется возможность приобретать некоторые товары дешевле. Тем более, уже складывается практика, когда пермяки разные категории товаров приобретают в разных сетях. Особенно это касается бакалейных товаров (крупы, макароны, чай и т.д.), но сейчас такая же тенденция проявляется и в отношении продуктов с небольшими сроками хранения.

Конечно, с весны общий уровень цен снизился. Наверное, отчасти это можно связывать с появлением новых игроков, но главным образом влияние оказали наступление летнего сезона и укрепление национальной валюты. Тем не менее, думаю, что увеличение количества игроков, рост конкуренции в конечном счете оказали влияние на уровень цен.

– В рамках переговоров с краевыми властями президент "Ашан Россия" Жан-Пьер Жермен заявил о намерениях ритейлера по открытию в регионе еще двух "классических" гипермаркетов сети. Рассматривает ли компания площадки в Перми?

– Такие планы компания не отменила, переговоры на этот счет ведутся. Но традиционно администрация Перми придерживается позиции не раскрывать намерения наших контрагентов и партнеров. Но то, что компания планирует создать в Перми минисеть, открыв еще несколько гипермаркетов, – это действительно так.

– Компанию интересуют площадки в торговых центрах, или она намерена строить гипермаркеты самостоятельно?

– "АШАН" является традиционным партнером торговых центров "МЕГА", во всех ТЦ в России французская сеть является якорным арендатором. Вариант строительства объекта в Перми сейчас обсуждается в привязке с размещением IKEA.

Пример ТРК "СпешиLove" показывает, что достижение договоренностей с компанией являлось одним из важнейших факторов сдачи в эксплуатацию торгового центра, привлечения арендаторов и запуска объекта.

– Кстати, об IKEA: именно этот магазин остается главной мечтой многих пермяков, которые до сих пор вынуждены ездить в Екатеринбург, чтобы выбрать себе кухню, мебель или предметы интерьера. На каком этапе в настоящее время находятся переговоры администрации и компании? Известны ли сроки прихода шведского ритейлера в Пермь?

– Да, планы такие обсуждаются, причем на достаточно высоком уровне готовности. Мы надеемся, что ничто не помешает началу реализации этого проекта в 2016 году.

– Какие работы проводятся в этом направлении?

– Сейчас компания определяется с земельным участком, решаются вопросы с локацией объекта.

– Земельный участок уже определен?

– Варианты есть, принципиальная локация выбрана – это микрорайон Ива.

– Вы уже говорили о взаимодействии с компанией "Декатлон" и подписании соглашения о развитии в Перми. Началось ли возведение объекта по шоссе Космонавтов? Получено ли разрешение на строительство магазина?

– "Декатлон" получил разрешение на строительство гипермаркета площадью 3,495 тыс. кв. м. Он расположится по шоссе Космонавтов, рядом с "Метро". Сейчас компания ведет подготовительные работы и начинает возведение объекта.

– Известно ли о планах французского ритейлера по развитию в Перми?

– Компания "Декатлон" заявила о намерениях развиваться в городе, сейчас мы занимаемся подбором вариантов размещения магазинов сети на других земельных участках.

– Что касается размещения производства спортивных товаров "Декатлон" в Перми, то этот вопрос по-прежнему рассматривается?

– Вопрос размещения производства сейчас обсуждается. Нужно отметить, что это решение более высокого уровня, нежели открытие торгового центра, поскольку влияет на логистику, политику компании. Но принципиальные договоренности в данном направлении достигнуты.

Сейчас первый из смежных с размещением магазинов вопросов – привлечение компании "Декатлон" к сотрудничеству по реконструкции и содержанию экстрим-парка. Ведутся переговоры о том, чтобы компания взяла профильный объект под свою "опеку".

– В каком направлении планируется сотрудничество по реконструкции экстрим-парка?

– Мы хотели бы достичь партнерства в работе по реконструкции и функционированию экстрим-парка. Компания "Декатлон" проявила заинтересованность в этом, заявила о наличии такого намерения. Нам предстоит договориться об объемах участия компании в работе по объекту.

– Весной этого года было получено разрешение на строительство магазинов строительных и хозяйственных товаров OBI и SELGROS Cash & Carry. Какая поддержка оказывается городскими властями компаниям?

– Компании вышли на участок, ритейлеры имеют понимание о сроках строительства: в 2016 году они планируют открытие торговых центров. В дежурном формате мы взаимодействуем с операторами, последняя встреча состоялась в июне. Пока никаких проблем нет, поэтому лишний раз компанию не беспокоим.

– В районе, где возводятся торговые центры, уже сейчас сложилась непростая ситуация с транспортной доступностью. Учитывая то, что микрорайон также активно застраивается жильем, не обострит ли дорожную проблему открытие двух торговых центров?

– Безусловно, транспортная проблема в этом районе существует и без этих объектов. Вряд ли появление торговых центров значительно ее усугубит. В будние дни эти магазины стоит воспринимать как ориентированные на обслуживание жителей близлежащих районов. Трафик в выходные дни здесь все-таки менее напряженный.

Проблема доступности отчасти решается транспортной схемой размещения объектов. Кроме того, при строительстве таких объектов ритейлеры берут на себя обязательства в части формирования подъездных путей, дорожных развязок. Это способствует снижению транспортной нагрузки.

– Ведутся ли в настоящее время переговоры с компанией "Лента" по открытию гипермаркетов сети в Перми? Какие площадки интересуют ритейлера?

– Такие переговоры ведутся, сейчас мы занимаемся подбором подходящих участков. Причем компания заявила о намерениях открыть несколько магазинов в Перми. Необходимо понимать, что подбор площадки – непростое мероприятие. Во-первых, для размещения таких серьезных объектов нужны достаточно большие участки: обычно разговор начинается с требования от двух га и выше. Пустых земельных участков с такими параметрами совсем немного. Разумеется, не все они находятся в муниципальной собственности, иногда это вторичный рынок. Поэтому подбор территории связан и с финансовыми возможностями инвестора, и с тем, насколько хорошо проходят переговоры.

Во-вторых, когда площадка уже определена, рассматриваются вопросы транспортной доступности. Зачастую решение дорожных проблем требует дополнительных вложений. Этот момент инвестору также необходимо просчитать.

Конкретно "Ленте" интересны площадки размером от двух до четырех гектаров, с хорошей транспортной доступностью и расположенные не в Дзержинском районе (поскольку здесь ритейлер уже присутствует). Варианты компании предложены, но эта информация является конфиденциальной.

– Какие еще федеральные и международные инвесторы заявили о своем намерении зайти в Пермь?

– Мы испытываем большой оптимизм по поводу прихода в Пермь "Леруа Мерлен". Ни для кого не секрет, что ведется работа по поиску дополнительных мест для размещения "Метро" и "Касторамы". И конечно, наш топовый проект связан со строительством торгового центра "МЕГА".

– На каком этапе находятся переговоры с компанией "Леруа Мерлен"?

– У компании есть пул потенциально возможных мест для размещения торгового центра. Мы ожидаем услышать о намерениях компании. Дальше будем разговаривать о правах на земельные участки и о захождении в проект в части проектирования и строительства.

– Как вы оцениваете инвестиционные перспективы развития Перми?

– Инвестиционные перспективы Перми будут зависеть от инвестиционной политики хозяйствующих субъектов, а также от мер, реализуемых местным самоуправлением и органами государственной власти. Рецепты улучшения инвестиционного климата известны: это упрощение административных процедур, сокращение сроков подключения к коммунальным сетям и объектам инфраструктуры, облегчение доступа к земельным участкам как на первичном, так и на вторичном рынке. В последнее время в Перми в данном направлении сделано достаточно много. И это позволяет с оптимизмом оценивать инвестиционные перспективы города. Вместе с тем нам есть куда стремиться. В ближайшее время в этом направлении предстоит решить еще ряд немаловажных вопросов. А это значит, что у города есть потенциал для развития.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments