Розничные сети решили пересмотреть свой подход к санкциям в отношении поставщиков: чтобы не создавать нервозности и напряженности на рынке, они начали отзывать штрафы за нарушения 2014–2015 годов. Как правило, крупные ритейлеры получают лишь десятую часть выставленных контрагентам штрафов — это меньше половины процента от их товарооборота.
Федеральные розничные сети начали отказываться от взимания штрафов с контрагентов за нарушения прошлых лет, рассказали "Коммерсанту" несколько поставщиков. Так, ГК "О’кей" в письме ассоциации "Руспродсоюз" (копия письма есть у "Коммерсанта") сообщила, что "приняла решение отказаться от выставления штрафов за нарушения условий поставок товаров, связанных с объемом и/или сроками поставки, датированных 2014 и 2015 годами". Существование письма подтвердили в ассоциации "Руспродсоюз" и в пресс-службе "О’кей". Решение ритейлер назвал проявлением "доброй воли". Вопрос "о старых долгах", как сказано в его письме, создает "дополнительную ненужную нервозность и напряженность на потребительском рынке".
Как ранее сообщал "Коммерсантъ", кроме "О’кей" прошлогодние штрафы выставляли "Дикси", "Магнит", ТД "Интерторг" (сети "Народная семья", "Идея", Spar), "Лента", Globus. В последних двух, впрочем, отрицали использование такой практики. Поставщики сообщали, что полученные ими штрафы достигали от 2% до 10% трехлетнего оборота и выражались в десятках миллионов рублей. Юристы в действиях ритейлеров не усматривали нарушений закона, так как срок исковой давности составляет три года и в течение этого времени сети вправе требовать с поставщиков выплаты предусмотренных договорами штрафов в судах.
Один из крупных поставщиков утверждает, что о готовности аннулировать штрафы за прошлые годы в случае их выявления устно заявили также представители "Ленты" и "Магнита". В "Магните" и "Интерторге" вчера не ответили на запрос "Коммерсанта", в "Дикси" не смогли оперативно предоставить комментарий.
От некоторых сетей уведомления о штрафах за прошлые годы получили все участники "Руспродсоюза", от части ритейлеров — только 1–3% членов ассоциации, говорит ее исполнительный директор Дмитрий Востриков. Решение сетей отозвать штрафы и действовать в соответствии с Кодексом добросовестных практик — правильная мера, уверен он. "Оно подтверждает, что сети готовы соблюдать принципы добросовестного поведения на рынке и вместе с производителями и поставщиками принимать активное участие в дальнейшем развитии отечественных институтов саморегулирования",— подчеркивает господин Востриков. Отказ от старых штрафов приветствуют и в "Опоре России". Член президиума организации Алексей Небольсин подтвердил, что в "Опору" перестали поступать жалобы поставщиков, касающиеся выставления розничными сетями штрафов за прошлые годы. На поведение ритейлеров повлияло нежелание переводить решение проблемы в законотворческую плоскость, полагает господин Небольсин.
Штрафы за нарушения 2014–2015 годов не стали широкомасштабной практикой для всех ритейлеров, отмечает глава Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Ломакин-Румянцев. Он пояснил, что зачастую юридические издержки, политические и сопутствующие риски таких разбирательств выше экономической выгоды. По словам господина Ломакина-Румянцева, многие ритейлеры выставляют штрафы лишь после предварительного согласования с нарушителем и далеко не во всех случаях, предусмотренных договорами, при этом крупнейшие сети могут получать только 10% от выставленных штрафов. "Либо у поставщика нет денег, чтобы их оплатить, либо он предлагает урегулировать претензии через улучшение закупочных условий",— объясняет руководитель АКОРТ. Он напомнил, что в прошлом году общий объем штрафных санкций составлял 0,15–0,3% от общего товарооборота членов ассоциации.