У торговых сетей свой взгляд, как на перспективу роста цен, так и на последствия принятия поправок в закон о торговле. Об этом "Огоньку" рассказал член правления Х5 Retail Group Станислав Наумов.
— Так что же, надо готовиться к росту цен?
— Торговые сети меньше всех заинтересованы в дискуссии на эту тему. Ритейл любит говорить о промоакциях и распродажах, тогда как известие о росте цен создаст лишь спекулятивный спрос на товары, который не выгоден ни сетям, ни покупателям. К тому же рост цен в ситуации, когда уже почти два года сокращаются доходы населения, а с ними и покупательский спрос, для торговых сетей не то чтобы невыгоден — вреден.
— Но сегодня уже мало кто сомневается, что ценники перепишут.
— Это из области тревожных предчувствий, тогда как в реальности мы наблюдаем иное: конкуренция между торговыми сетями за потребителя набирает обороты. Падение доходов изменило и подходы россиян к процессу покупки товаров: люди все чаще ищут, у кого товар дешевле и качественнее. Становится массовым явлением поход по нескольким магазинам в поиске определенного товара за определенную цену. Появилось даже такое понятие, как cherry pickers — "человек, снимающий вишенку с торта": покупатели, выбирающие промотовары по каталогам или рекламным буклетам, покупающие их и затем повторяющие операцию в другом магазине, потом в третьем. Сети конкурируют за выпадающие доходы покупателей и часть товаров из числа самых спрашиваемых выставляется на полках магазинов по себестоимости, а иногда даже и ниже. Понятно, что такие распродажи проходят всегда по договоренности с производителями: последним важно сохранить лояльность покупателей своему бренду, а сетям — место на рынке. Так что главная забота ритейла — сохранение объемов продаж, что при повышении цен всегда нелегко, а при сокращении доходов покупателей — невозможно.
— Но оно будет, учитывая хотя бы инфляцию?
— Может, вас удивит, но при общей продовольственной инфляции за семь месяцев этого года в федеральных сетях динамика была почти в два раза ниже — 4,5 процента. Крупные сети имеют больше возможностей сдерживать процент инфляции на полке. Другое дело, что для кошелька покупателя он все равно ощутим острее, чем несколько лет назад, когда инфляция могла быть и выше, но прибавки к жалованию и индексация пенсий были выше ее уровня. В общем, тревога ритейла сегодня не цены, а сокращение доходов населения и связанного с ними спроса на товары. Для полноты картины остается сказать о росте стоимости импортных товаров. Но на социально значимые товары никто поднимать цены не будет.
— А импортных товаров много?
— Скажем так: за последнее время число отечественных продуктов зримо выросло (особенно в категориях товаров со сроком годности до 10 и до 25 дней). В некоторых категориях уже три четверти, а то и до 100 процентов товаров — отечественного производства, это, например, хлебобулочные изделия, молочные и мясные продукты. С другой стороны, импортный не значит иностранный. Во-первых, товары даже самых известных западных торговых марок давно производятся в России. Во-вторых, многие российские бренды на деле или принадлежат иностранным компаниям, или имеют значительную импортную составляющую. Доля импортного оборудования, семян, удобрений в большинстве товаров составляет 50 процентов, а то и выше. Это объясняет, например, почему для российских продуктов по-прежнему столь чувствительны любые движения рубля по отношению к доллару. Впрочем, разделительная полоса уже давно проходит не между отечественным и импортным.
— А между чем и чем?
— Между общефедеральными и региональными торговыми сетями или между сетями из разных регионов. По своей структуре товарный рынок не умещается ни в один субъект федерации: он, как правило, объединяет несколько регионов. И важно, чтобы не было разрыва экономического пространства, когда борьба за то, чтобы на рынке был представлен преимущественно местный производитель, будет означать гласный или негласный запрет на ввоз соседского товара. Уже сейчас некоторые региональные власти не приветствуют появления на подведомственной им территории федеральных торговых сетей. А между тем федеральные сети сегодня вывозят через свои распределительные сети больше региональной продукции, чем это могут сделать местные продавцы или власти. Точнее вывозили, потому что принятые поправки в закон о торговле серьезно усложнили эту задачу.
Известно: в пятипроцентное ограничение ретробонусов, которые вводят поправки закона о торговле, включены и логистические услуги. Логистику ошибочно назвали в законе услугой по продвижению товаров, не понимая, что логистика — лишь распределение товара по территориям, и она не является залогом его успешной реализации. Доставить еще не значит продать. Но 5 процентов от стоимости товара, оставленных депутатами торговым сетям, не хватит иногда даже на то, чтобы вывезти его за пределы региона. Что, конечно, негативно скажется на процессе создания единого экономического пространства, вместо которого в скором времени рискуют появиться 85 рынков с пониженной конкуренцией.
— Велики ли убытки торговых сетей при новых правилах?
— Ожидаемое снижение инвестиционных возможностей сетей прогнозируется на уровне 500 млрд рублей. Но главное не в сумме, а тех козырях, которые получили западные компании, рвущиеся на российский рынок. Ведь что бы там ни утверждали политики, Россия — восьмой по величине рынок в мире и на нем хотели бы оказаться многие. Теперь же западные компании смогут требовать от российских торговых сетей более коротких сроков оплаты товара и снижения ретробонусов. А так как речь идет о финансово более сильных структурах, чем, скажем, российские поставщики, то конкурентные преимущества быстро окажутся на стороне импортеров. Вы только представьте: у каждой крупной торговой сети несколько тысяч поставщиков. Но если у нас есть юристы, то у наших поставщиков — не всегда. Да о чем говорить, если многие поставщики еще до сих пор не выполнили такое требование закона, как публикация на сайте условий продажи товаров, ссылаясь на то, что у них нет сайтов! А если сайтов нет, то откуда деньги на юристов?..
— Ходят слухи, что торговые сети с помощью штрафов возвращают себе отнятое на ретробонусах…
— Во-первых, штрафы — норма в бизнесе. Они предусмотрены в договорах не только между сетями и производителями, но и в соглашениях между производителями и их поставщиками и транспортными компаниями, то есть по всей цепочке. Штрафы — это цивилизованный способ добиться дисциплины поставок и исполнения обязательств, не говоря уже о защите от исков третьей стороны. Но самое главное — штраф это лишь компенсация убытков, и по размерам он всегда уступает выручке от реализованных товаров. Торговые сети получают прибыль от объема продаж с квадратного метра площади. И если кто-то товар не поставил, то компенсация за этот убыток в виде штрафа не окупит всех затрат и, что важнее, возможного урона от потери покупателя, который, не сыскав нужного ему продукта, отправится за ним в соседнюю сеть. Потеря лояльных покупателей — один из самых ощутимых убытков для ритейла. И бизнес-логика здесь проста: за счет штрафов прибыли не сделать.