Прошедший год был богат на события на рынке ритейла. Страну покинул финский бренд "К-Руока", чьи продуктовые магазины были выкуплены "Лентой", с рынка окончательно ушел один из старейших DIY-игроков "Метрика", а в крупнейшем отечественном онлайн-ритейлере — компании "Юлмарт" — разгорелся нешуточный корпоративный конфликт.
К наиболее заметным событиям на потребительском рынке, без сомнения, можно отнести вспыхнувшее противостояние акционеров компании "Юлмарт", за которым пристально следят СМИ, кредиторы и рынок в целом.
Конфликтная ситуация возникла между акционерами ритейлера Михаилом Васинкевичем и Алексеем Никитиным (владеют третью акций компании) с одной стороны и мажоритариями Дмитрием Костыгиным и Августом Мейером. В октябре господа Васинкевич и Никитин подали иск в Международный арбитраж Лондона против Дмитрия Костыгина и Августа Мейера, потребовав выкупить их доли по конкретной цене, которую ответчики назвали завышенной. Сам конфликт, как ранее сообщалось, состоял в разнице взглядов на развитие компании в условиях дефицита средств на рынке. Как отмечает сторона господина Васинкевича, позиция господина Костыгина заключалась в форсированном росте для сохранения рыночной доли путем вложения в основном кредитных средств в инфраструктуру и новые продукты. Михаил Васинкевич считал, что необходимо оптимизировать бизнес в нынешнем виде и выходить на безубыточность. Для урегулирования конфликта Михаил Васинкевич привлек инвесткомпанию А1, входящую в "Альфа-групп". Как ранее писали СМИ, Алан Байрамкулов и Артем Артюхов из компании А1, представляющие интересы господина Васинкевича, вошли в состав директоров зарегистрированной на Мальте головной компании онлайн-ритейлера "Юлмарт" — Ulmart Holdings Limited (UHL). Десятого ноября прошел совет директоров UHL, на котором должны были выбрать нового директора "Юлмарта" после ухода предыдущего генерального директора Сергея Федоринова, но стороны так и не смогли договориться.
На фоне всего этого против "Юлмарта" начались всевозможные судебные тяжбы, включающие как иски от кредиторов с попытками взыскания миллиардных сумм, так и иски о банкротстве ритейлера и его дочерних структур.
В ноябре господин Костыгин, назвавший происходящее "недоразумением, а не конфликтом", сообщил о возможном переносе сроков выхода на IPO. В 2015 году компания намеревалась разместить акции на бирже в 2016 году. На Петербургском международном экономическом форуме было объявлено, что это сделать планируется в 2017 году. В ноябре же господин Костыгин сообщил, что выход на IPO может произойти в самом позднем случае в 2018 году, причем на Московской бирже планируется разместить 10% акций. Изначально речь шла о 25-30% акций и о биржах Лондона, Нью-Йорка и Гонконга. Аналитики тогда посчитали, что перенос связан с акционерным конфликтом, поскольку сложившаяся ситуация несет в себе негатив для потенциальных инвесторов.
В конце декабря стало известно, что Михаил Васинкевич предложил назначить в качестве управляющей компании онлайн-ритейлера Alvarez & Marsal, фирму, специализирующуюся на реструктуризации и банкротствах, среди клиентов которой Lehman Brothers, Сбербанк, Промсвязьбанк, группа Е4, CEDC. В Alvarez & Marsal отметили, что уже работали с акционерами "Юлмарта": по приглашению Дмитрия Костыгина компания занималась реструктуризацией группы "Дикая орхидея".
Дмитрий Костыгин утверждает, что мажоритарные акционеры отказались одобрять кандидатуру управляющей компании, отметив, что полномочия единого исполнительного органа могут быть переданы только по предложению совета директоров НАО "Юлмарт", а сейчас у него совета директоров нет. "Не знаю, что случилось у господина Васинкевича накануне Нового года. Никаких уведомлений о созыве совета директоров ни я, ни Август Мейер не получали. Это какое-то проявление инфантилизма в рейдерской практике", — ранее комментировал господин Костыгин.
Финская подкормка "Ленты"
Также заметным событием стало приобретение одним из крупнейших российских ритейлеров — компанией "Лента" — финских магазинов "К-Руока", входящих в компанию Kesko. Сделка была закрыта в конце года после одобрение ФАС, ее стоимость составила около 11 млрд рублей. Под управление "Ленты" перешло 10 гипермаркетов и один супермаркет, работающие под брендом "К-Руока" в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а также три земельных участка. Общая торговая площадь — 42,5 тыс. кв. м. О желании финской компании продать российскую продовольственную сеть стало известно в конце мая, но тогда ритейлер уточнял, что найти покупателя не удалось.
Как ранее писал "Коммерсантъ", президент и CEO Kesko Микко Хеландер уже признавал наличие проблем на российском рынке и падение рентабельности. По данным аналитиков, общий убыток сети в России в 2015 году составил 1,98 млрд рублей, накопленный убыток на 1 июля превысил 6 млрд рублей. Чистый долг на эту же дату составляет более 7,5 млрд, по итогам года ритейлеру пришлось бы выплатить 400 млн рублей только процентов по кредитам. Бренд "К-Руока" не был сохранен российским ритейлером, который интегрировал финские магазины в свою сеть.
В этом году Kesko уже продал российский бизнес спортивного ритейлера Intersport (26 собственных и франчайзинговых магазинов). Компанию "Иохастон", которая управляет сетью, купила группа частных инвесторов, чьи имена не раскрываются. Сумма сделки могла составить 150-200 млн рублей. После продажи "К-Руоки" у Kesko в России осталась только DIY-сеть "К-Раута" управляющая 13 строительными гипермаркетами формата "сделай сам" в Москве, Калуге, Санкт-Петербурге, Туле и Ярославле.
Сейчас "Лента" является крупнейшей в России сетью по размеру торговых площадей (около 1,15 млн кв. м). Компания была основана в 1993 году и на данный момент насчитывает 190 гипермаркетов в 77 городах по всей России и 50 супермаркетов в Москве, Петербурге и Центральном регионе. Кроме того, у ритейлера есть семь собственных распределительных центров.
DIY не удержал "Метрику"
В ушедшем году одна из старейших DIY-сетей Петербурга "Метрика" закрыла все свои точки в Петербурге после борьбы с рыночной турбулентностью и собственной неэффективностью в течение нескольких лет. Перенасыщенный петербургский DIY-рынок, сокращавшийся на фоне кризиса последние два года, консервативные DIY-рынки небольших городов, на развитие в которых сеть была нацелена, плачевная ситуация с российской экономикой, миллиардные иски в суд от кредиторов — все это добило "Метрику". Основатель и владелец сети Евгений Лебедев искал решение, которое позволило бы сохранить компанию на плаву, сокращал количество магазинов (которое в 2014 году превышало сотню по всей России), вел безуспешные переговоры с "Юлмартом" об объединении, но все в итоге закончилось тем, что летом 2016 года господин Лебедев продал компанию Денису Избрехту и Алексею Каверину, получивших по 80 и 20% долей соответственно. Стоимость сделки не разглашалась, но ранее аналитики оценивали, что она могла составлять около 1 млрд рублей. Как ранее писали СМИ, господа Избрехт и Каверин являются выходцами из "Альфа-групп", кроме того, в 2015 году их компания "Аркада Груп" приобрела треть московского ЦУМа.