В 2014 г. в России было продано около 45 млн смартфонов и телефонов, пишет газета "Ведомости" со ссылкой на данные Mobile Research Group. Единого мнения, сколько из них было ввезено с ведома производителя и с уплатой импортером НДС, а сколько всерую, без соблюдения этих условий, нет. Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что на серый импорт в 2014 г. пришлось около 3% от проданных в России аппаратов. А в первом полугодии 2015 г. эта доля из-за падения курса рубля к доллару и евро сократилась до 1,5%, считает он. Хотя доля серого импорта не очень велика, в абсолютном выражении это примерно 1 млн аппаратов в год, что довольно много, признает Эльдар Муртазин.
Разница в цене между серыми и белыми телефонами невелика, поскольку стоят они дешево – 1000–2000 руб. и доходность от их перепродажи всерую минимальна. Серый рынок поддерживают сами покупатели, желающие приобрести товар по самым низким ценам, даже если выгода составит 500–1000 руб. от официальной цены устройства, считает представитель "Связного" Мария Заикина. Еще одна категория покупателей, поддерживающая серый импорт, – это те, кто хочет получить устройство сразу после старта его продаж, происходящего в другой стране. Таких становится все меньше, потому что последние два года бренды очень быстро привозят все новинки в Россию официальным путем.
Для незаконного ввоза электроники, профессионального телекоммуникационного оборудования обычно используют так называемые фирмы-однодневки, говорит представитель Федеральной таможенной службы (ФТС). Ввозятся они по контрактам с компаниями, зарегистрированными, как правило, в офшорных юрисдикциях, а также из транзитных стран (например, Прибалтики), где происходит подмена документов. Одна из схем серого импорта может выглядеть, например, так: владелец магазина заказывает десятки устройств, используя для этого группу физических лиц, рассказывает сотрудник розничной сети. При этом на каждого человека приходится несколько устройств – небольшая партия, которая не вызывает подозрений. Устройства приходят посылкой на имя физического лица, он получает их на почте и передает владельцу магазина – естественно, в отличие от легальных магазинов, в его стоимости при этом нет НДС.