Основатель сети «Красное & Белое» Сергей Студенников дал большое интервью РБК. По традиции, выбрали для вас ключевые тезисы из воистину огромной беседы.

О вымирании Русского Севера из-за алкоголизма

Наши магазины не алкомаркеты, а «магазины у дома».

Сегодня практически все акцизные составляющие алкоголя остаются в субъекте Федерации. А бюджет субъекта — это что? Это вся социалка.

Я по сей день помню вкус огуречного лосьона, тройного одеколона и всевозможных спиртовых жидкостей… Я родился и вырос в маленьком городе Бакал в Челябинской области — это город, где живут горняки и шахтеры.

О трезвости

Сегодня по большому счету у нас общество трезвое, особенно наши дети и внуки. 

Миссия — чтобы мой народ был трезвый. Алкоголь — это природный антидепрессант.

Мы что хотим — сделать абсолютно трезвое общество? Давайте запретим алкоголь. Я только за. Тот бизнес, который так или иначе связан с алкоголем, думаю, перестроится, будет продавать кефир и газировку.

Вы считаете, наш народ пьяный? Вы так считаете? Я вам ответственно заявляю, как человек, который работает в 76 регионах: наша страна трезвая. Потому что вы, может быть, не видели пьяную страну. 

О магазинах

Наш магазин существует только до тех пор, пока он нужен людям. Если он людям не нужен, его не будет. С точки зрения бизнеса мы более успешны, когда человек трезвее… С маргинальным потребителем ты никогда бизнес не сделаешь.

Раньше алкоголь можно было продавать круглосуточно, если помните. Потом приняли решение на федеральном уровне, что его продаем с 8:00 до 23:00. Мое мнение, что с точки зрения федерального законодательства уже можно еще пару часов убрать. Общество готово, точно готово, я знаю. Но оставлять всего два часа — к этому общество точно не готово.

О квотах на российское вино

Не надо ничего квотировать, оно само собой увеличится. Если раньше у нас российского вина была доля 15%, то сегодня она уже 75%.

О маржинальности бизнеса

У нас есть определенная норма прибыли, и она укладывается в 2%. Не в 222%. Почему-то у всех иллюзия, что люди, связанные с алкоголем, это: а) жулики, б) мегабогатые люди. Я не знаю ни одного мегабогатого производителя алкоголя. Если у производителей норма прибыли 1,5–2%, это счастье сегодня.

О низких ценах на алкоголь

Нас же еще зачастую во многих субъектах обвиняют в чем — что у нас очень низкие цены… А если серьезно, что плохого в том, что мы сделали его для вас доступнее?

Об онлайн-продаже алкоголя

Нет. Вы согласны на такую легализацию с точки зрения безопасности ваших же детей?.. Кто будет верифицировать — курьеры, приносящие вам продукты? Вы считаете, что они в состоянии верифицировать? Любая инициатива упирается в исполнение. 

Наш народ — это дети, которые, если не заставлять учиться, за редким исключением сами в школу не пойдут. Поэтому мы не можем просто взять и народ вот так вот швырнуть на откуп какому-то бизнесу.

О параллельном импорте

Параллельный импорт угасает с огромной скоростью, покупателю импортная история практически не нужна, за исключением каких-то премиальных брендов. В массмаркете полностью произошло замещение. Сегодня российские производители заместили практически все, что до 1,5 тыс. руб. на полке. Доля импорта сжимается и сожмется до доли процентов.

О трендах потребления

Основной тренд сегодня — это вино российское и с малым содержанием спирта плюс игристое. Все игристое в тренде — и импортное, и российское, и так далее. 

О водке

Водка еще более тонкий продукт с точки зрения впитывания информации: она «включает в себя» любой мат, музыку, крики… Но сегодня водка в России потрясающего качества, любая вообще, независимо от бренда, которая куплена в легальном магазине.

Об IPO

Кому оно нужно сейчас? Сегодня можно просто деньги отнести в банк — и инвестируйте на свой депозит. Зачем инвестору риски IPO? Как мы можем быть ему интересными, если пообещаем максимум 2% доходности?

Про образование

Образование не имеет значения вообще никакого, полный ноль. Оно нужно, чтобы научиться писать и читать, чтобы прочитать в первую очередь Библию, главную «инструкцию по эксплуатации» человека.

Чем образованнее человек приходит, например, к нам на работу, он себя считает сильно умным, всезнающим, что мы все делаем не так, и от него только вред. Зачем нам такой человек? От него только вред. Ему говоришь: «Бери лопату, копай отсюда досюда». Он говорит: «А зачем я буду копать? Завтра же засыпать». Я говорю: «А завтра засыпать». Он: «Не, я тогда копать не буду». А мне-то надо, чтоб копал. И копает тот, у кого только ПТУ за плечами.

Чем предприниматель от простого человека отличается? Тебе дали способность видеть — третий глаз, чуйка называется в народе. Это сложно объяснить средневерующему человеку или очень умному: последний все поставит под сомнение. А тут нельзя ничего под сомнение ставить. Вот когда я, например, как руководитель компании говорю, копай отсюда и дотуда, ты не должен ставить под сомнение. Ты просто должен копать. А чем выше IQ, тем больше сомнений: «А не дурак ли я?» И вот такие люди любую компанию тащат в пропасть.

Самые главные миротворцы на земле — это торгаши.

О российском и западном продуктах

Когда-то импорт доходил до 40% в нашем портфеле, сейчас это порядка 17% — это и продукты, и алкоголь… Мы работаем в сегменте массмаркета и живем по закону больших чисел, из которого следует, что полностью назад ничего не вернется. Да, какой-то откат произойдет, но он не вернется на то место, которое было.

Сейчас российские производители делают колу лучше и вкуснее, чем Coca-Cola, например. То есть даже там, где были какие-то незыблемые столпы и считалось, что невозможно сделать Snickers, Mars, гамбургер, McDonald’s, оказывается, что все возможно. Я считаю, русские предприниматели — лучшие в мире.

О жизни

Сегодня я как продавец нахожусь под гнетом — власти, народа, сотрудников, которых я заставляю работать. То есть моей работой сегодня не доволен никто. 

Читать интервью целиком.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.