Попытка крупнейшего новосибирского дистрибутора алкоголя “Септима” жить по закону вышла компании боком. Руководствуясь поправками в закон об обороте алкогольной продукции, вступившими в силу с нового года, “Септима” отказалась от сертификации своего товара в Центре стандартизации и метрологии (ЦСМ). После чего милиция начала изымать из розницы алкоголь, поставляемый “Септимой”.

На прошлой неделе инспекторы ГУВД Новосибирска изъяли более 150 бутылок молдавского вина “Мускат”, “Душа монаха” и “Три молдавана” из супермаркета “Алпи”, поставленного магазину “Cептимой”. Об этом “Ведомостям” рассказал директор по правовым вопросам “Септимы” Игорь Иштыков. Проверка проводилась инспекторами совместно с сотрудниками ЦСМ, сообщил Иштыков. Проверяющих не устроило то, что в сопроводительных документах не было печати ЦСМ. По его словам, вся изъятая партия сейчас арестована. Начальник отдела технического регулирования ЦСМ Тамара Гаврилова пояснила, что качество вина, поставленного компанией “Септима”, не было подтверждено печатями самого ЦСМ и санэпидемнадзора, традиционно проверяющего качество алкогольной продукции в Новосибирской области.

В ГУВД Новосибирска отказались комментировать ситуацию, а в самой “Септиме” считают претензии ЦСМ необоснованными. “ЦСМ занял позицию монополиста в сфере подтверждения сертификатов незаконно. С 1 января 2006 г. в соответствии с новыми поправками в федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции» подтверждение сертификатов, которое всегда было функцией ЦСМ, не требуется”, — рассказывает Иштыков. Незадолго до проверки в “Алпи” продукция “Септимы” была также изъята в мелкорозничном магазине “Чебурашка” на тех же основаниях. “Алпи” и “Чебурашка” уже получили протоколы, согласно которым на 24 февраля и 2 марта назначено рассмотрение административных дел, связанных с нарушениями правил торговли и несоответствием документации, в Роспотребнадзоре. В случае неудачного исхода дела для “Септимы” компания будет обращаться в арбитраж, говорит Иштыков.

В компании опасаются, что проверки выданных ею сертификатов приобретут массовый характер. “Я не могу сказать, какой суммой будут измеряться наши потери. Сейчас продукция пока только арестована, для ее конфискации нужны определенные анализы, которые докажут, что вина действительно не соответствуют нормам качества”, — говорит Иштыков.

В ЦСМ признают наличие юридической возможности для “Септимы” отказаться от услуг центра, но указывают на сложившуюся практику работы с другими дистрибуторами. “Несмотря на изменение алкогольного законодательства, все компании, поставляющие алкогольную продукцию на местный рынок, по-прежнему заверяют ее качество у нас, — говорит начальник пресс-центра ЦСМ Наталья Горбунова. — «Септима» прекратила это сотрудничество, но она может проверять свою продукцию и в других органах, например в санитарно-эпидемиологической службе”. “Наши сертификаты были подтверждены печатью производителя и поставщиков, которые действительно следят за качеством продукции”, — парирует Иштыков. По его мнению, ЦСМ сегодня не контролирует качество, а просто взимает деньги за “аренду печати”. Но директор по продажам и маркетингу “Сенсации”, также занимающейся дистрибуцией алкоголя, Федор Теплицин говорит, что оплата сертификации составляет менее 1% от цены продукта. “И это служит нам гарантией качества продукта”, — добавил Теплицин.

Участники рынка признают, что новое алкогольное законодательство создало трудности в его трактовании. “Септима” юридически права, — отмечает директор сети магазинов “Быстроном” Тимофей Герасько. — Печати ЦСМ и не должно быть на сертификатах соответствия“. А директор розничной сети “Сибириада” Владимир Грачев рассказал, что проблема с заверением сертификатов у “Септимы” назревала давно, но, чтобы не отказываться от поставщика и избежать неприятностей с ЦСМ, “Сибириада” самостоятельно заверяет сертификаты каждой партии алкоголя в центре, а затраты, связанные с этой процедурой, ей полностью компенсирует “Септима”. Председатель Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин говорит, что нынешняя редакция закона “Об обороте…” не требует от торговцев алкоголем проходить дополнительную сертификацию в региональных центрах стандартизации. Ранее такой порядок существовал, так как прежний закон требовал прохождения сертификации для получения региональных акцизных марок на специальных складах. “Отсутствие печати центра стандартизации также не могло стать основанием для изъятия продукции”, — говорит Шапкин, называя случившееся прецедентом. С Шапкиным согласен президент одной из крупнейших алкогольных компаний в стране. “Это попытка местных властей сохранить контроль над оборотом алкоголя”, — считает он.

Справка:

“Септима” – крупнейший дистрибутор алкогольной продукции в Новосибирской области. Владельцы – физлица. Оборот группы – более $100 млн. Центр стандартизации, метрологии и сертификации – федеральное госучреждение, осуществляет полномочия по техническому регулированию и метрологии.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments