Ритейлер купил томский подшипниковый завод, чтобы завоевать местную розницу.
Вчера стало известно, что торговая сеть «Седьмой Континент» приобрела помещения и инфраструктуру ОАО «Завод приборных подшипников» в Томске для строительства на их базе торгово-развлекательного комплекса площадью 37,5 тыс. кв. метров. Открытие торгового центра запланировано на 2007 год. Ранее «Седьмой континент» уже заявлял, что планирует к 2010 году направить 100 млн долл. на открытие четырех торгово-развлекательных комплексов. Несмотря на то что завод – достаточно выгодная покупка для московского ритейлера, аналитики сомневаются, что амбициозные планы «Семерки» по освоению Томска принесут желаемую отдачу: покупательская способность данного города, по их мнению, не соответствует размаху сети.
ОАО «Седьмой Континент» образовано в 1994 г. Уставный капитал компании составляет 32,3 млн руб. и разделен на 64,5 млн акций номиналом 50 коп. Крупнейшим акционером «Седьмого Континента» является ЗАО «7К Инвест-холдинг», контролируемое Александром Занадворовым и Владимиром Груздевым. По состоянию на 15 марта 2006 г. в сеть компании входит 115 магазинов, работающих в четырех форматах: «Седьмой Континент – 5 звезд» (27 магазинов), «Седьмой Континент – универсам» (57), «Седьмой Континент – магазин у дома» (29) и «Наш гипермаркет» (2). Чистая прибыль компании «Седьмой Континент» по МСФО в 2005 г. выросла на 69% – до 47,1 млн долл. Для сравнения, у «Пятерочки» только за первое полугодие 2005 г. чистая прибыль составила 47,3 млн долл., а у «Перекрестка» – около 15 млн долл. (финансовой отчетности за весь год у этих компаний пока нет). По состоянию на середину марта сеть «Седьмого Континента» объединяла 115 магазинов в Москве, Московской и Калининградской областях.
Как сообщили в департаменте потребительского рынка администрации Томской области, предварительная договоренность о развитии сети «Седьмой Континент» в Томске была достигнута еще в октябре прошлого года, во время визита председателя совета директоров компании Владимира Карнаухова. В «Семерке» RBC daily подтвердили покупку томского промышленного предприятия. «Промышленные объекты для строительства своих торговых центров «Седьмой Континент» еще не покупал», – прокомментировал RBC daily покупку завода начальник отдела рекламы и внешних связей «Седьмого Континента» Алексей Чураков. О каких-либо подробностях сделки он говорить не стал. Ранее со ссылкой на пресс-службу обладминистрации сообщалось, что в открытие первого комплекса будет вложено около 10 млн долл. Покупка же подшипникового завода, по оценке ИК «ФИНАМ», должна была обойтись в 3-5 млн долл. Всего же «Седьмой Континент» до 2010 года планировал вложить в строительство четырех торгово-развлекательных комплексов в Томске до 100 млн долл.
Эксперты рынка, комментируя приобретение «Седьмого Континента», отмечают, что если покупается площадь такого рода, то, скорее всего, она находится в уже сложившемся районе, где свободных территорий для строительства такого масштаба просто нет. «Такую площадь купить легче, чем просто участок, который ничем не занят, особенно если речь идет о центре города, – заявил RBC daily директор по маркетингу Центра корпоративного развития Ассоциации независимых директоров Павел Парфенов. – Скорее всего, у «Седьмого Континента» не было возможности купить что-нибудь более подходящее в нужном месте». При этом, по мнению экспертов, вынужденная покупка обойдется «Семерке» дешевле, чем строительство с нуля. «Здесь компания получает преимущество перед другими входящими игроками, поскольку за такие деньги построить хороший торговый центр нельзя, – прокомментировал RBC daily коммерческий директор Leeds Property Group Кирилл Сиволапов. – Кроме того, это намного быстрее, чем строить с нуля. С учетом дальнейших планов «Семерки» в Томске этот комплекс будет хорошим пробным камнем». В то же время он отметил, что видел много заводов, переоборудованных под торговлю, но очень немногие из них были сделаны хорошо.
Между тем «Седьмой Континент» – не единственная сеть федерального уровня, которая заявляет о своих видах на Томск. В сентябре прошлого года о строительстве торгово-развлекательного комплекса в этом городе заговорил «Рамстор». Тогда в администрации города сообщали, что комплекс будет построен на площади в 30 тыс. кв. м. Однако, как объяснила вчера RBC daily менеджер по связям с общественностью «Рамстора» Елена Скальская, площадь томского проекта будет в два раза меньше: 15-16 тыс. кв. м. «Пока в наших планах строительство только одного объекта в Томске, который будет построен с нуля», – сообщила г-жа Скальская. По ее словам, стоимость проекта составит порядка 15 млн долл. Сроки его запуска она назвать затруднилась. Также она не смогла сказать, рассматривал ли «Рамстор» «Завод приборных подшипников» в качестве объекта для покупки.
Эксперты рынка отмечают, что планы двух гигантов розничной торговли могут идти вразрез с покупательской способностью Томска, население которого, по приблизительным данным, составляет всего 500 тыс. человек. Причем, по их мнению, даже без учета планов «Рамстора» и местных девелоперов намерения «Семерки» выглядят слишком размашисто. «Непонятно, зачем компании в одном городе делать четыре комплекса? – удивляется аналитик Российской ассоциации маркетинга Владислав Цветков. – Правильнее было бы сделать один хороший комплекс или максимум два». Кирилл Сиволапов опасается, что в случае, если «Седьмому Континенту» удастся воплотить свои планы в жизнь, то в городе вряд ли останется место для других игроков сопоставимого размера. «Кроме того, не стоит забывать, что в каждом городе есть свои девелоперы, которые также пытаются построить объекты. Поэтому реализация замыслов «москвичей» будет зависеть от того, совместятся ли планы одних с другими», – отмечает он.