Как торговой сети Selgros в условиях эмбарго удалось не сократить выбор товаров и переориентировать россиян с лосося на зубатку, и почему небольшие производители отказываются от прямых поставок в сеть, Retailer.RU рассказал руководитель отдела закупок продуктов с коротким сроком годности компании Андрей Игнатов.
— Расскажите пожалуйста, как для Selgros прошел год с эмбарго и как заместили импортный товар в ассортименте сети?
— Мы рассматриваем эмбарго как некий стимул для поставщиков развиваться, для ретейлеров искать новые пути удовлетворения потребностей покупателей. Наша задача была не сократить выбор. Мы заменили запрещенные к ввозу сыры на аналоги из Турции, Туниса, Южной Америки (аргентинский пармезан). Заменили иностранную моцареллу на качественные аналоги российского производства.
Запрет ввоза мясной продукции на нас практически не отразился, мы всегда отриентировались на российских производителей, у нас есть собственное мясное производство. С учетом роста цен увеличилась доля продаж птицы от 30 %, в сравнении с говядиной и свининой. Сильно пострадал ассортимент рыбы, исторически потребители в России отдают предпочтение лососю. Цена на эту продукцию существенно выросла и покупатель переходит на российскую рыбу, которую мы поставляем из Мурманска (треска, пикша, сайда, зубатка, окунь, камбала), Астрахани, Таганрога, Ростова-на-Дону. Ранее эту рыбу покупали пропорционально меньше, так как лосось рыба все таки более неприхотливая для приготовления и была более доступна по цене. Основной объём охлаждённого лосося сейчас поставляется из России и с Фарерских островов, мы также наладили поставки замороженной семги из Чили.
В категории фрукты-овощи ассортимент изменился незначительно, мы заменили производителей попавших под санкции на турецких, египетских , израильских и китайских. Работаем с российскими производителями напрямую.
— Скажите, изменилось ли качество заменяющих импорт продуктов?
— Принято считать что качесто ухудшилось, но на мой взгляд, вопрос скорее не к составу продукта, а к наличию сырья на рынке и к использованию технологий. Основной фокус покупателя сейчас на цену товара- при сопоставимом качестве покупатель всегда предпочтет более низкую цену, это очевидно. При этом внимательность к качеству продуктов сейчас возросла. Мы видим что покупатели внимательнее читают этикетки, готовятся к совершению покупок, тщательнее планируют визит в магазин и бюджет. Покупатели изучают информацию в Интернете, о том как правильно оценить качество мяса, фруктов и овощей. Большая часть товаров, составляющих ассортимент торговой сети произведены в России.
— Как вы реагировали на переориентацию покупателя на более низкую цену?
— У нас поменялся подход к построению ассортимента. Клиенты стали предпочитать товары более низкого ценового сегмента, мы расширили низкий и ниже среднего ценовой сегмент. Некоторые производители начали уходить от прямых поставок в сеть, переходят на работу через распределительные центры, либо объединяются с крупной компанией и переходят к услугам дистрибуторов.
— Но ведь раньше все производители мечтали попасть в магазины напрямую, почему теперь выбирают РЦ и дистрибуторов? С чем это связано?
— Нельзя говорить, что такие случаи часты, но вместе с тем, если производитель сравнительно небольшой, для него зачастую приемлемо перенести операционные расходы на более крупного дистрибьютера, уже присутствующего на рынке.Как правило, это касается производителей схожей продукции – к примеру, небольшой производитель сельди может объединиться с более крупным как грузоотправителем для сокращения логистических издержек для обеих сторон.
Справка
Selgros Cash&Carry — международная сеть гипермаркетов, развивающаяся в Германии, Польше, Румынии и России . Основана в 1989 г. В России ретейлер представлен 8 торговыми центрами. Выручка компании за 2014 г. по данным рейтинга Retailer Russia TOP-200 составила 16,09 млрд руб.