Как стало известно Ъ, на петербургском заводе голландского пивоваренного концерна Heineken создан профсоюз, который уже на следующей неделе намерен потребовать от руководства компании повышения зарплат на 50%. В пивном профсоюзе не скрывают, что взяли за образец для подражания действия трудового коллектива завода Ford во Всеволожске, которому в конце прошлого года удалось добиться от руководства компании ряда уступок. Между тем, если Heineken согласится с требованиям профсоюза, затраты концерна возрастут более чем на $25 млн в год.
Как сообщил Ъ председатель профсоюзной организации петербургского филиала Heineken Валерий Соколов, профсоюз на заводе был создан 14 января 2006 года. «Причина создания профсоюза заключается в том, что в течение последних четырех лет нашим рабочим не поднималась зарплата, — рассказал господин Соколов Ъ. — В результате сегодня средняя зарплата на заводе составляет всего 13 тыс. рублей, тогда как на 'Вене' или 'Балтике' — около 25 тыс. рублей». На сегодня в профсоюз выразили желание записаться 150 из 2,5 тыс. сотрудников компании. Профсоюз Heineken уже вошел в состав объединения профсоюзов России «Соцпроф».
Встреча, на которой представители объединения профсоюзов намерены представить гендиректору пивоварни Heineken Олегу Быкову свои предложения, намечена на 30 января. В первую очередь рабочие хотят, чтобы им повысили зарплату на 50%, заключили с ними бессрочные трудовые договоры (срочный договор имеет окончание срока действия, после которого его необходимо подписывать заново, кроме того, срочный договор не предусматривает социальный пакет) и коллективный договор (он, в частности, прописывает базовые условия работы: размеры зарплат, условия их индексации и т. п.).
В Heineken спокойно отреагировали на возникновение профсоюза. «Мы не препятствовали его созданию, и я готов сесть с представителями профсоюза за стол переговоров, — заявил Ъ вице-президент группы компаний Heineken в России Виктор Пятко. — Но пока никаких требований ни устно, ни письменно мы не получали. В концерне следят за уровнем зарплаты как на нашем предприятии, так и в других компаниях. Зарплаты у трудового коллектива среднерыночные».
Heineken — уже второй за последнее время крупный иностранный производитель, которому придется иметь дело с профсоюзным движением. В конце прошлого года профсоюз завода Ford, расположенного во Всеволожске, потребовал повышения зарплаты на треть и даже провел несколько предупредительных забастовок. После длительных переговоров руководство компании пошло на некоторые уступки рабочим. В частности, руководство завода выровняло зарплаты для рабочих одного разряда. Повышение составило до 2 тыс. рублей почти для 600 рабочих. Переговоры о 30-процентном повышении зарплаты отложены до конца января.
В профсоюзе Heineken не скрывают, что консультировались со своими коллегами из Ford. «Мы встречались, и они посоветовали нам отстаивать свои права», — говорит господин Соколов. «Мы уже наработали определенный опыт в плане общения с руководством и готовы поделиться им с нашими коллегами, работающими на других предприятиях, — говорит Алексей Этманов, лидер профсоюзной организации Ford. — Кроме Heineken мы уже сотрудничаем с профсоюзом 'Катерпиллар-Тосно'».
Если Heineken согласится с требованиями профсоюза, это станет для компании болезненным ударом. На предприятии работает 2,5 тыс. человек, средняя зарплата составляет 13 тыс. рублей. С учетом единого социального налога общие затраты на 50-процентное повышение зарплаты всем сотрудникам обойдется концерну примерно в $25 млн в год. Если же стороны не договорятся и профсоюз решится на забастовку, один день простоя завода, по оценке экспертов, может стоить компании более 20 млн рублей недополученной прибыли.
Создание профсоюза на Heineken и выдвигаемые им требования — первый случай в российской пивной индустрии, когда профсоюз вступил в конфликт с работодателями. В большинстве пивоваренных холдингов профсоюзы существуют только на старых предприятиях, работающих еще с советских времен, и активной деятельности не ведут. На вновь построенных заводах их вообще нет. «В нашей компании профсоюз есть только в ростовском филиале, — рассказал Ъ руководитель пресс-службы компании 'Балтика' Алексей Кедрин. — Он достался нам 'по наследству': профсоюз был создан еще до включения завода в состав компании».
Представители всех опрошенных Ъ пивоваренных компаний заявили, что не опасаются возможных претензий со стороны профсоюзов. «При нашей философии ведения бизнеса мы не видим опасности возникновения проблем с профсоюзными организациями», — говорит глава Sun Interbrew Джозеф Стрелла.
Тем не менее эксперты рынка считают неслучайным то, что атаке со стороны профсоюзов подверглись именно иностранные компании. «В Петербурге и Ленобласти очень высокая концентрация предприятий с иностранным капиталом, — говорит Алексей Поповичев, исполнительный директор организации производителей кофе в России (в нее входят Nestle, Kraft, Tchibo. — Западные компании более бережно относятся к соблюдению законодательства и корпоративной этике. Поэтому за свои права можно успешно бороться». С этим согласен и руководитель пресс-службы российского подразделения Coca-Cola Владимир Кравцов: «Сейчас с профсоюзами легче договориться, чем вступать в конфронтацию».