Люк Кюно (Luc Koenot), CIO X5 Retail Group, в первом интервью российским СМИ рассказал об опыте работы в бельгийской сети Delhaize, планах развития ИТ в Х5 и перспективах использования RFID-технологий в магазинах.
Retailer.RU: Чем вы занимались в бельгийской Delhaize Group, почему вы решили покинуть бельгийскую компанию и найти новое место именно в России?
Люк Кюно: Я проработал в Delhaize более 30 лет. Свою карьеру я начинал в ИТ-департаменте и впоследствии возглавил это подразделение. Также в зоне моей ответственности было управление цепочками поставок. Чтобы каждый день получать нужный продукт по правильной цене в правильном количестве в правильном магазине, нужно было обеспечить взаимодействие не только внутри компании, но и с сотрудниками компаний поставщиков. Добиться такого взаимодействия нам удалось благодаря внедрению электронного обмена данными.
Еще одна составляющая моей карьеры – это управление отношениями с клиентами. Delhaize Group еще в 1991 г. первой в Европе среди розничных компаний запустила программу лояльности. Это было настоящим прорывом в коммуникации между ритейлером и покупателем, и тут же было скопировано другими участниками рынка. Я горжусь тем, что руководил этим проектом.
С 1991 г. по 2000 г. Delhaize открыла филиалы в десяти новых странах Европы и Азии. Поэтому занимая должность CIO, я часто бывал за рубежом, но экспатом никогда не был. Сейчас мне 50, и мне кажется, это правильный момент для того, чтобы что-то кардинально поменять в жизни. Россию я знаю на протяжении многих лет как частное лицо, и когда представилась возможность поработать здесь, я решил ею воспользоваться.
— Можете ли Вы кратко сформулировать ваши основные задачи на должности CIO Х5?
— Прежде всего, поддерживать ту систему ИТ-приложений, которую Х5 построила до моего прихода. Очень сильная ERP на основе SAP обеспечивает все основные процессы внутри компании и является хорошей базой для дальнейших улучшений. Хотелось бы отметить, что столь масштабное внедрение данной системы в розничной торговле, действительно, уникально. Из моего личного опыта я знаю, что внедрение SAP всегда проходит непросто, я бы хотел дать высокую оценку ИТ-команде Х5, которая вела работу в этом направлении.
Также моя роль в Х5 состоит в том, чтобы изучать все новые технологии и решения, которые есть на рынке, и оценивать, какие из них наилучшим образом помогут компании повысить эффективность и качество обслуживания клиентов. Первоочередные задачи на 2013 г. – это улучшение транспортного планирования, управления запасами, контроля качества продуктов.
— Планируете ли Вы какие-то кардинальные изменения в сфере ИТ в Х5?
— Х5 – это довольно большой бизнес, сейчас у нас более 3 000 магазинов и 20 млн покупателей каждый день. Очень важно, чтобы обслуживание проходило гладко, поэтому нам не нужна революция. Нам нужны постепенные изменения.
SAP есть и останется сердцем системы ИТ-приложений компании. Но вокруг нее мы будем устанавливать и настраивать различные модули. Я не очень люблю слово sophisticated («сложный» — Примеч. ред.), но наша система будет дополняться тонкими настройками и механизмами моделирования, которые в SAP не заложены изначально.
Один из примеров — управление запасами. Такой модуль в SAP существует, но он предполагает довольно базовые возможности. Если вы хотите делать более тонкие настройки – например, автоматически устанавливать цены в зависимости от маржинальности тех или иных товаров и других показателей, вы должны найти новые инструменты и встроить их в этот модуль.
Другие области, которые мы планируем дорабатывать, – это пополнение, транспортировка, поддержка ведения переговоров, ценообразование, синхронизация мастер-данных.
— То есть это будет реализовано не с помощью доработок модулей SAP, а с помощью решений от других вендоров?
— Это может быть и то, и то. К примеру, для управления запасами мы начали внедрение решения от JDA. Для управления транспортом мы выбрали решение Ortec Transport and Distribution (OTD) от компании Ortec.
— А как насчет управления лояльностью?
— C октября 2006 г. в сети супермаркетов «Перекресток» успешно действует решение Comarch Customer Loyalty Management от компании Comarch. Что касается введения программы лояльности в «Пятерочках» и «Каруселях», то этот вопрос нами обсуждается и просчитывается.
— Ранее X5 объявила о переходе с POS-систем "Кристалл" и NQ на решение от GK? На каком этапе сейчас находится этот проект?
— Сейчас решение GK работает в 2036 магазинах «Пятерочка». Завершить ролл-аут во всех дискаунтерах мы планируем к первому кварталу 2014 г. «Перекрестки» и «Карусели» мы также собираемся переводить на это решение, но конкретные сроки пока не обозначены.
— Собираетесь ли вы внедрять в Х5 какие-то решения, с которыми Вы работали в Delhaize?
— Я был бы рад поделиться своим опытом работы не только в компании Delhaize, но и всеми знаниями о доступных решениях на рынке для ритейла. Но я хотел бы подчеркнуть, что речь не идет о том, чтобы просто скопировать то, что используется на Западе. Важно выбрать именно те решения, которые необходимы Х5 и ее покупателям на данном этапе развития компании.
— Одновременно с информацией о Вашем назначении на пост CIO X5 стало известно о структурных изменениях в Блоке поддержки бизнеса. Чье это было решение и чем оно обусловлено?
— Это было мое решение, и в его основе лежит мое понимание функции ИТ: оно, прежде всего, должно обеспечивать бесперебойную работу всех ИТ-систем компании и использование их возможностей по максимуму. Поддержка бизнеса является одной из функций ИТ, но не ставится во главу угла.
— Но при этом часть функций Блока поддержки бизнеса было отдано в ведение бизнес-подразделений Х5….
— Я думаю, это справедливо. У каждого департамента свои собственные бизнес-процессы, и «хозяином» данных процессов всегда будет являться бизнес, а не ИТ. Мы можем подсказать бизнесу, какая ИТ-система наилучшим образом подойдет для решения тех или иных бизнес-задач, но управление самим бизнес-процессом должно находиться в ведении команд самих подразделений.
— Продолжит ли ИТ-департамент курировать проект «Магазина Будущего»?
— Конечно, команда проекта будет и дальше тестировать RFID и другие перспективные технологии, а ИТ-департамент будет внимательно следить за ее успехами.
— Однако Валерий Тараканов, генеральный директор формата супермаркет X5 Retail Group, в конце прошлого года сообщил о планах запуска «Магазина Будущего» в Сочи перед Олимпиадой 2014…
— Мы в любом случае поддержим решение о дальнейшем развитии «Магазина Будущего», однако, хотел бы подчеркнуть, что окончательное решение еще не было принято. В любом случае, это будет также пилотный проект. Прежде чем тиражировать его, мы сначала должны понять, каким образом использование тех или иных решений сказывается на экономии издержек.
— Какие из представленных в «Магазине Будущего» новых технологий, по Вашему мнению, являются наиболее перспективными?
— RFID — это самая многообещающая инновация. То есть сама технология радиочастотной идентификации известна уже 15 лет, и многие ритейлеры на Западе, в том числе и Delhaize, уже применяют ее, но пока только в логистике на уровне палет. Прорыв Х5 заключается в том, что мы используем RFID-технологии в пространстве магазина и на уровне покупателя. Например, умная полка – это очень перспективная технология, способная повлиять на множество бизнес-процессов внутри магазина.
— Какие еще инновации, на Ваш взгляд, сейчас востребованы в розничной торговле?
— История розничной торговли тесно связана с технологическими инновациями и изменениями в образе жизни потребителей. Классический ритейл начался в 1860-х с появлением железных дорог, которые связали производителей, центры дистрибуции и магазины в единую цепочку поставок.
Появление новых технологий хранения продуктов и новых способов упаковки сделало возможным появление формата самообслуживания. Но востребованным супермаркет стал в середине 20 века, когда автомобиль стал популярным средством передвижения. Как ответ на возросшее количество машин, ритейлеры стали создавать крупные гипермаркеты за чертой города.
Сейчас основными трендами развития технологий я вижу обработку большого объема данных, широкое использование мобильных устройств с выходом в интернет и, конечно, фокус на покупателей. Я думаю, что много инноваций будет именно в этой области.
— То есть применение инноваций Вы видите, главным образом, в торговом зале?
— Да, но новые технологии, направленные на повышение эффективности работы ритейлера, также важны. Область, в которой я вижу простор для инновация в нашей отрасли, – это автоматизация управления цепочками поставок. На мой взгляд, коммуникация между поставщиком и ритейлером еще недостаточно эффективна. И я поддерживаю инициативу Владимира Путина, призвавшего бизнес и государственные ведомства переходить на обмен данными в электронном виде. На мой взгляд, сокращение расходов на обслуживание бумажной документации поможет снизить конечную цену продукта. Но для того, чтобы перейти на электронный документооборот, необходимы совместные усилия ритейлеров и поставщиков. Поэтому пользуясь случаем я бы хотел обратиться к нашим партнерам и призвать их к более тесному сотрудничеству с розницей в этом направлении.
— В ноябре 2011 г. Х5 объявила о переводе всего документооборота с поставщиками в электронный формат. Как дальше будет развиваться этот проект?
— Как и в любой стране, электронный обмен данными между поставщиками и розничными компаниями начинается с обмена заказами на поставки и соответствующими сопроводительными документами. В настоящий момент 94% процента поставщиков Х5 обмениваются данными с нами с помощью четырех провайдеров (Exite, Сфера, Edisoft, Leradata – Примеч. ред.). Также мы ведем работу по внедрению обмена электронными счетами-фактурами, которые станут первыми юридически-значимыми документами, легитимными в РФ. Следующий этап – синхронизация мастер-данных, которая принесет значительные преимущества как поставщикам, так и ритейлерам, и обеспечит более быстрый ввод информацией о продукции в наши базы данных, а также более высокое ее качество во всей цепочке поставок.