На рынок хлебопечения Татарстана приходит производитель из Сибири. ГК «Сибирский аграрный холдинг» (САХО) строит в республике завод по выпуску хлеба мощностью 10 т в сутки. По оценкам экспертов, создание производства обойдется холдингу в $3-4 млн, а окупится оно через пять-семь лет. Участники рынка сказали, что «до конца не понимают» смысл прихода нового игрока на «перегруженный» татарстанский рынок: «Простым печеным хлебом победить Татарстан невозможно».

Сибирский агрохолдинг САХО планирует «в течение ближайших нескольких месяцев запустить в населенном пункте Каратун Апастовского района Татарстана хлебозавод мощностью 10 тонн хлеба в сутки», рассказал „Ъ“ заместитель генерального директора группы компаний САХО по связям с общественностью Андрей Кузнецов. По его словам, «предприятие станет частью федеральной сети хлебозаводов „Хлебница“, которую развивает САХО». Объем инвестиций в проект и срок его окупаемости в компании не раскрывают. Между тем аналитик УК «Финам менеджмент» Максим Клягин считает, что стоимость строительства завода составляет порядка $3-4 млн и окупится он в течение пяти-семи лет.

На сегодняшний день в составе сети «Хлебница» действуют 16 хлебозаводов в Алтайском крае, Новосибирской, Московской, Омской и Тульской областях. До конца этого года холдинг рассчитывает построить еще 17 хлебозаводов преимущественно в городах Поволжья. Большинство заводов будут созданы в небольших населенных пунктах, рынком сбыта станут сельские районы. Состав владельцев группы САХО и финансовые показатели не раскрываются.

По данным управления агропромышленного комплекса Кабмина Татарстана, в 2008 году в республике было произведено и реализовано 173,2 тыс. т хлебобулочных изделий. 39,6% этого объема произвели предприятия ОАО «Объединенная хлебная компания», 17,5% — ОАО «Челны-хлеб», 17,4% — «Татпотребсоюза», остальное приходится на девять независимых хлебозаводов, расположенных в райцентрах республики. 

Как поясняют в САХО, агрохолдинг сознательно избегает конкуренции в городах-миллионниках и выходит в Поволжье через село. Пока в планах САХО строительство в Татарстане только одного завода. «Приобретать посевные площади и элеваторы в республике мы не планируем»,— сказал „Ъ“ господин Кузнецов, пояснив, что ближайшее собственное зерновое производство на сегодняшний день есть у САХО в Ульяновской области. Предполагается, что произведенный хлеб будет реализовываться в радиусе 100 км от места расположения завода. Андрей Кузнецов признает, что «в масштабах хлебного рынка Татарстана доля САХО будет незначительной». «По крайней мере в ближайшей перспективе,— подчеркнул он.— Однако в масштабе федерального рынка доля „Хлебницы“ увеличивается с каждым новым запущенным предприятием».

Начальник управления агропромышленного комплекса Кабмина Татарстана Анатолий Краснов рассказал в беседе с „Ъ“, что САХО «уже год как изучает возможность вхождения на рынок Татарстана, в том числе вариант покупки завода в республике». Конкуренция в Татарстане, по его словам, настолько велика, что даже некоторые местные хлебозаводы предпочли перепрофилироваться в кондитерские — из семи казанских предприятий сейчас хлебопечением занимаются только три — это третий и седьмой хлебозаводы и ОАО «Булочно-кондитерский комбинат». Господин Краснов подозревает, что «заявления САХО — это пока только предположения». «Недостатка хлеба в Татарстане не было никогда. В каждом районе республики сегодня работает хотя бы один маленький хлебозавод. Так просто в сегодняшних условиях они (САХО. — „Ъ“) на этот рынок прийти не могут»,— считает он. «Мы будем приветствовать, если придет инвестор и принесет с собой какой-то новый продукт. Но простым печеным хлебом победить Татарстан невозможно»,— убежден Анатолий Краснов. Он предполагает, что, пытаясь захватить новый рынок, САХО может в два раза снизить цены на свою продукцию. «Но за счет чего это может быть сделано, непонятно. У нас и так стоимость хлеба — одна из самых низких в ПФО»,— размышляет он.

С тем, что САХО «трудно будет входить на рынок», согласен и коммерческий директор ОАО «Казанский хлебозавод №7» Владимир Шабалдашов. Как возможное конкурентное преимущество господин Шабалдашов выделил наличие у САХО зернового производства в Ульяновской области. «Мне до конца не понятен смысл прихода САХО на татарстанский рынок — он и так перегружен,— недоумевает и председатель правления Союза хлебопроизводителей Татарстана Ильдар Никифоров.— Возможно, САХО решило просто обозначить свое присутствие в регионе. При ежедневном производстве хлеба порядка 500 тонн в сутки доля завода мощностью 10 тонн в сутки будет очень незначительной. Большой прибыли такой завод САХО не принесет». В то же время господин Никифоров не исключает, что, построив «Хлебницу» на западе республики, где нет крупных заводов, САХО может потеснить местные пекарни «Татпотребсоюза». Получить комментарий «Татпотребсоюза» вчера не удалось.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar