Кризисный 2009 год не сильно испортил настроение потребителям в Европе. По подсчетам лидера розничного кредитования в Европе Cetelem (подразделение банка BNP Paribas), условная оценка потребительского настроения снизилась лишь на одну десятую пункта — с 4,3 до 4,2 по десятибалльной шкале. Оптимистичнее других оказались настроены россияне.
«Сейчас настроение потребителей в Европе улучшается, но модель их поведения изменилась, — констатировал управляющий директор российского подразделения Cetelem Филипп Безье. — Она стало более прагматичной и рациональной». Потребителю нового образца требуется и «новый» продавец. В ответ на это появляются новые форматы дистрибуции и игроки рынка. Так, если раньше формат жесткого дискаунтера был характерен для торговли продуктами питания, то сейчас, пытаясь подстроиться под меняющиеся потребительские настроения, в Европе появляются магазины низких цен, торгующие, например, электронной и бытовой техникой, отметил Безье.
Россияне оказались самыми оптимистичными потребителями в Европе — показатель их настроений вырос к 2010 году с 5 до 5,6 пунктов из 10. Больше всего пессимизма обнаружили венгры с настроением всего на 3,1 балла.
Отдых и путешествия остаются номером один в графе трат для европейцев. Хотя дальность и продолжительность поездок сократились. Россияне же предпочли тратить свои деньги на товары для дома, продемонстрировав приверженность семейным ценностям: более 70% покупательских намерений связано с домом и его ремонтом. Желание приобрести электробытовые товары высказали 62%. А 58% опрошенных намерены купить мебель.
«Не имея возможности приобрести современное комфортабельное жилье, россияне в массовом порядке переоборудуют имеющееся, непрерывно стараясь улучшать условия своего проживания», — объясняют исследователи.
«Эра ненасытного, «одноразового» потребления, похоже, подошла к концу», — констатировали авторы исследования. Как результат — рынок товаров, бывших в употреблении, переживает настоящий расцвет. Почти каждый второй европеец хоть раз покупал подержанную книгу, диски или другие товары, связанные с культурой. В этом признаются 39% европейцев. В России доля таких потребителей составляет 20%.
В целом же, россияне пока, как португальцы и испанцы, настороженно относятся к покупкам не новых вещей, отмечают в Cetelem. Впрочем, желание потребителей продавать подержанные товары возрастает: 39% европейцев (30% в России) уже продавали товары культуры, а 38% — машины. В России 46% продаж подержанных вещей приходится на телевизоры и hi-fi технику.
Самым популярным товаром на вторичном рынке остается автомобиль: во Франции подержанных автомобилей продано в 2,6 раза больше новых, в Португалии — в 2,8 раз, а в Британии — в 3,4. Российский рынок подержанных авто адекватно оценить не представляется возможным из-за большой «теневой» его доли. «Покупающий машину на первичном рынке зачастую продает свой старый автомобиль. Российские дилеры до последнего времени этим занимались неохотно, предлагали невыгодные условия, — говорит президент Гильдии маркетологов Игорь Березин. — В результате, автолюбителям приходилось самим заниматься куплей-продажей из рук в руки».
За исключением торговли подержанными автомобилями средняя сумма сделки на вторичном рынке пока относительно невысока — ниже 300 евро для более чем трёх четвертей респондентов. Сравнительно невысокие суммы, полученные от продаж подержанных товаров, в Cetelem объясняют тем, что пока на продажу выставляются только достаточно дешевые товары, как, например, книги или небольшие электробытовые приборы.
Период накопления товаров как таковых в России достаточно короток по сравнению с европейскими странами (к нему можно отнести фактически лишь послеперестроечный период), поэтому многое для рынка торговли подержанными товарами еще впереди, считает гендиректор ресурса «Молоток.Ру» Игорь Карпачев. «На нашей площадке объемы продаж за 2009 год выросли более чем на 100%», — сказал он. Часть этого роста руководитель проекта связывает со стремлением россиян «рационализировать» использование своих денег и покупки товаров.
Очевидно, что в ближайшем будущем производителям и дистрибьюторам товаров придется считаться с новым участником рынка. Эксперты Cetelem обозначили его как «покупатель-продавец»: продав что-то однажды на рынке подержанных товаров, покупатель, как правило, сделает это снова.