Наиль Сулейманов, гендиректор крупнейшего в РТ рынка «Тулпар» объяснил, почему чрезмерное развитие торговых сетей несет угрозу продовольственной безопасности РФ. В интервью "БИЗНЕС Online" он рассказал о том, как стал одним из первых кооператоров в РТ, как выкупал бизнес у легендарной ОПГ, кто сейчас «кошмарит» бизнес и каким видит будущее рынков в республике. 

— Наиль Наруллинович, за какие-то несколько лет в крупных городах произошла настоящая революция: основной поток покупателей перенаправился с рынков в торговые центры. Что сейчас происходит с рынками? Удается ли удержать посетителей?

— Да, лет десять назад по рынку и пройти-то было трудно из-за огромного количества людей. Но цивилизация должна идти вперед, нельзя стоять на месте. И то, что появились торговые центры, сети – это нормальное явление. Хорошо, что сейчас изобилие продовольствия. Раньше люди стояли в очередях за продуктами, которых не хватало, а теперь продуктов появилось столько, что покупатели стоят в очередях к кассам. Часто как бывает: в супермаркете 24 кассы, а работают одна-две. Если за границей эта система действует слаженно, то у нас пока нет. Менталитет что ли у нас другой: то ли персонала не хватает, то ли народ не обучен, то ли экономят.

Естественно, на рынки, в основном, ходит тот покупатель, который не может позволить себе супермаркеты, тот, кто считает деньги до получки или пенсии. Ведь в супермаркетах цены фиксированные, есть кассовые аппараты, и торговаться там нельзя, а так хочется получить скидку хоть какую-то.

Рынок должен сохранить свое лицо, свои по-настоящему рыночные отношения при любых модернизациях. Чтобы можно было поторговаться, пообщаться. Раньше на рынок ходили, как на праздник…

— Но ведь есть реальность: в большинстве развитых стран крупных рынков в нашем понимании практически не существует. И мы тоже вроде бы двигаемся в этом направлении…

— 21 сентября у нас в Татарстане в здании минсельхоза прошла межрегиональная конференция «Проблемы и перспективы развития розничных рынков России в 2012 — 2015 годах». Я как президент Союза рынков Татарстана там выступал и говорил, что рынки  – это наше прошлое, настоящее и будущее. Рынки были и будут всегда. Перед конференцией я поездил по разным странам и убедился, что рынки существуют везде! И там ни у кого нет никаких бэйджиков, нет никакого излишнего контроля, — пришли покупатели, поторговались, купили, что надо, и ушли. Да, таких огромных рынков, как у нас, в Европе нет, но есть в Турции, Египте, в восточных странах.

Очень важно, что на рынке мы покупаем свежие, экологически чистые, настоящие продукты, а не генномодифицированные и непонятного качества. По крайней мере, экологически чистые продукты питания — у наших российских производителей, у них и надо покупать. Лет пять назад я очень часто на нашем рынке видел челнинских руководителей высокого ранга, которые сами выбирали себе мясо. Кстати, я не знаю, у каких сетевиков сегодня можно купить настоящее парное мясо. Есть такая категория товаров, которую можно приобрести только на рынке.

В Америке сейчас опомнились и стали создавать специальные департаменты по восстановлению рынков, ранее уничтоженных. То есть у них за океаном тоже проблема со сбытом сельхозпродукции. Да и везде за границей борются с засильем сетевиков, — а у нас борются с рынками! Конкурентные условия должны быть равны, у покупателей должен быть выбор. Как говорят социологи, покупатели голосуют ногами: то ли идти на рынки, то ли в торговые сети. А раз до сих пор рынки не пустеют, значит, они нужны!

Я ни в коем случае не возражаю против торговых центров, и сам там порой бываю. Вот сегодня перед интервью с вами заехал в один из них, купил GPS-навигатор. Да, отток покупателей  в сторону гипермаркетов немалый, но это нормальное явление. Сейчас идет борьба за покупателя, и это тоже нормальное явление. Но шансы у участников рынка для конкуренции должны быть равными априори! Или ими должны заниматься компетентные организации для восстановления справедливости. Считаю, что рынкам обязательно должно помогать государство, а не кошмарить нас.

— А кто и как «кошмарит» рынки?

— К сожалению, законы в России меняются не в пользу рынков и малого бизнеса (ЕНВД, и др.) После вступления в силу отдельных статей 271-го федерального закона в 2007 году предприниматели с нашего рынка начали уходить десятками. Их не устраивало, что нужно заключать договор, карточки продавца заводить, обязательно носить бэйджики — все это очень усложнило работу управляющих компаний. Угроза больших штрафов заставила управляющие компании во избежание банкротства жестко контролировать наличие всех документов у продавца.

Раньше отношения были такими: я – предприниматель, вы – предприниматели. А закон сделал так, что я – управляющий рынком, а они – мои подчиненные, и я за них отвечаю. А с какой стати я должен за них отвечать?

Вот мне звонят из налоговой и говорят, что 200 человек показали нулевой баланс и я не должен их допускать к работе. Почему? Ведь у нас договорные отношения.

Они выполняют мои условия, я – свои. Почему я должен отвечать за то, что они не платят налоги? Почему должен с ними разбираться из-за этого? Мне кажется, это перебор. Возможно, дети некоторых владельцев точек учатся в Англии, мои дети в Англии не учатся. Возможно, кто-то из них богаче меня. С какой стати они должны мне подчиняться? Рыночные отношения означают, что нам выгодно вместе работать. А сейчас, когда приходит предприниматель, я его прямо-таки допрашиваю, — зарегистрировался ли он, платит ли он налоги? Мне это надо? Нет! Кстати, в 1980 — 90-х годах появлялись стихийные рынки, и сейчас они также начинают снова появляться. Приходит наряд полиции, люди разбегаются, но потом снова возвращаются.

Самое интересное – ФЗ-271 запретил нам, управляющим рынками компаниям, самостоятельно заказывать, привозить и отдавать на продажу мясо, как оптовикам. Раньше у нас были контакты с колхозами, где мы покупали оптом мясо. Потом продавцы брали у нас мясо и продавали в розницу. Нас же, рынки, теперь исключили из этой цепочки. А теперь хаос. Мы сейчас просто сдаем площадь в аренду, а торговать не имеем права. Абсурд! И вот как нам конкурировать с сетевиками?! Сейчас созданы все условия для сетевиков, а рынки сильно ограничены во всем. Наверное, этим должны заниматься антимонопольные организации, Конституционный суд наконец.

По России у нас 6,3 миллиона рыночных продавцов. Представляете, сколько людей могут остаться без работы, если рынки закроются?! Куда идти, где искать работу? А сейчас продавцы на рынках сами себя кормят, свою семью, детей обеспечивают, — и ничего не просят у государства.

— Отток в связи со всеми этими требованиями был большой?

— Да, большой, более 370 человек ушли с Тулпара и продолжают уходить на стихийные рынки. Места остались пустыми, и мы убрали оттуда киоски, чтобы налоговики не задавали нам вопросов. А это реальные потери не только для нас, но и для бюджета города.

— А может, этот жесткий контроль необходим? Ведь известно, что на рынках как нигде стараются уйти от налогов и использовать черный нал?

— От налогов хотят уйти все и во всем мире! Но мы считаем, что лучше заплатить налоги и спать спокойно на скамейке в скверике, чем, не заплатив, неспокойно спать на нарах. У нас все прозрачно. Все работники нашей компании имеют полный соцпакет. Думаю, что почти все рынки уже перешли на легальную выплату зарплат.

— Сейчас в РТ есть попытки создать фермерские рынки. Недавно в Казани такой открылся на Горьковском шоссе, еще один строится на въезде со стороны Набережных Челнов. Как относитесь к этой идее? Как у вас вообще складываются отношения с фермерами?

— Неделю назад я позвонил начальнику управления потребительских рынков и услуг исполкома Набережных Челнов Раисе Султановой и предложил следующее: мы готовы предоставить места фермерам бесплатно для проведения ярмарок. Мой интерес: привлекать покупателей на рынок свежими  продуктами. Я сам родом из деревни, знаю, как там люди тяжело выживают. Для простых  фермеров большой проблемой является реализация товара. Поэтому в ярмарочные дни мы им предоставляем места бесплатно, а в обычные – со скидкой 20 процентов.

Что касается фермерских рынков, опять-таки хотели как лучше, а получится как всегда: будет самый обычный базар. Проблему миллионного города фермерский рынок в 1,8 гектаров не решит абсолютно. Как минимум, надо ориентировочно 30 — 40 гектаров на первое время, и не сезонные ярмарки, а оптово-розничные продовольственные логистические центры с развитой инфраструктурой. С одной стороны, это хорошо, что появился такой рынок, в первое время, возможно, будут продавать сами производители продукции. Но они не профессиональные продавцы, и обязательно появятся перекупщики и продавцы, и рынок превратится в обычный. Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом: фермер — своим, продавец — своим. Фермеру лучше привезти и сдать оптом. То, что фермерские рынки появились, повторяюсь, – уже хорошо, но это, с моей точки зрения, не даст ожидаемого эффекта.

— Каков же выход? Как тогда фермеру выгодно сбывать свою продукцию?

— То, что нам нужно, – это строительство оптово-розничных продовольственных логистических  центров, то есть научно решить вопросы товародвижения от изготовителя к потребителю. Вот, например, в Польше чуть ли не каждый год строят новый такой центр, потому что это аграрная страна. И Белоруссия строит, и весь цивилизованный мир этой схемой товародвижения пользуется. Если мы сами сейчас не умеем строить логистические продовольственные центры, то нужно воспользоваться опытом тех, кто умеет. В Польше проект делали немцы, строили голландцы. А мы должны изучить опыт. Можно и турецкий, и построить такой межрегиональный центр, например, на пересечении путей в Татарстане (Чувашская республика, Марий Эл). Когда была засуха, из той же Польши и Белоруссии нам готовы были завезти коллеги картофель, другие овощи и фрукты, но возникла проблема с тем, что все это некуда везти! Существовавшие при СССР оптовые базы исчезли, нового ничего не создали. Продовольственных запасов нет, а это большая проблема, и она усугубится, если Россия вступит в ВТО. Если нам, как полякам, дадут беспроцентный кредит на 25 лет под гарантии государства, то мы тоже можем построить такой логистический центр. Конечно, контрольный пакет должен быть у государства, и должна быть государственная программа развития. Иностранцев сюда пускать нельзя ни в коем случае.

В конце июня в Казани мы проводили международную конференцию по продовольственной безопасности страны по инициативе Союза рынков Республики Татарстан. По итогам конференции мы обратились к президенту РТ, Госсовету РТ, Госдуме России, отправили обращение президенту РФ о необходимости включения Татарстана в государственную целевую программу развития сельского хозяйства на 2012 — 2015 годы и о выделении денег на строительство межрегионального оптового продовольственного логистического центра в Татарстане, как пилотного варианта.

Наш президент среагировал быстро, перенаправил наше обращение  в минсельхозпрод РТ. И министерство дало ответ, что поддерживает наше предложение и просит предоставить эскиз центра с указанием предполагаемого месторасположения. Марат Ахметов изначально поддержал инициативу Союза рынков Республики Татарстан. Но нужна государственная программа, нужны очень серьезные деньги – не один миллиард. Контрольный пакет должен быть у государства, в остальном можно привлечь частных инвесторов, тех же сетевиков, к примеру.

— Ваш рынок, как известно, один из крупнейших в республике. Сколько сейчас на нем торговых мест?

— На межрегиональной конференции по проблемам розничных рынков я узнал, что на центральном рынке Казани примерно 900 — 1000 мест. А на нашем рынке около трех тысяч мест. Популярный  Комсомольский рынок в Челнах тоже меньше нашего. Нашей политикой была очень дешевая аренда, мы первыми перешли на еврокиоски. Условия работы для продавцов были изменены в лучшую сторону, им не нужно было больше бегать в камеру хранения, не стоять в грязи и лужах.

— Вы построили на рынке новый большой корпус. Зачем он нужен, в чем заключается его концепция?

— Мы начали реализовывать проект реконструкции рынка и строительства торгового центра еще задолго до 2007 года, как вышел 271-й закон. В 2003 году мэром города Набережные Челны стал Ильдар Халиков. Молодой, энергичный, с идеей преобразования города в город европейского формата, и мы не могли остаться в стороне от преобразований, он нас вдохновил на хорошие идеи. Вообще с Ильдаром Халиковым очень приятно работать, он нам много помогал и на открытии торгового центра присутствовал лично. Побольше бы стране таких руководителей! Вообще мне всегда везло с руководителями города. Мы всегда были единомышленниками. Так же комфортно работать с новым мэром города Василем Шайхразиевым. Толковые, энергичные люди!

Вернемся к вашему вопросу. Развитие рынков должно идти эволюционным, а не революционным  путем. 271-й федеральный закон указывает на революционный путь: чтобы через год все стояли в крытых рынках, чтобы все были счастливы, все было сухо и тепло. Так не бывает! Если давали бы беспроцентный кредит на 10 – 15  лет, чтобы малый бизнес мог подняться, окрепнуть и потом вернуть долги, то это реально. У нас, к сожалению, такого нет. Нас всегда  пытаются  тащить в "светлое будущее" революционным путем. Без нашего желания.

Для строительства ТЦ мы брали кредит аж под 18 процентов, а во всем мире он составляет не более 10 процентов. Банки очень неохотно идут на кредиты, дают на маленький срок и под большие проценты и несоизмеримые залоги. Так попадаешь в кабалу к банкам. Нет стимула для развития! Детям оставишь одни долги в наследство!

— Каков был объем инвестиций в здание?

— 360 миллионов рублей — инвестиции, кредиты, заемные и собственные средства.

Сколько торговых мест в новом здании? Через какой период времени надеетесь окупить инвестиции?

— Примерно 170 мест, и это на 16000 квадратных метрах общей площади! Окупить можно в лучшем случае через 25 лет, и то, если что-то не поменяется в худшую сторону. Прибыль, конечно, маленькая, но есть, но только не на возврат кредита. Торговый центр, в основном, содержится за счет сдачи мест в аренду на улице. Центральный рынок Казани, на котором также построен крытый рынок, содержится так же. При таких расценках на энергоносители это просто безумно дорого. Только за электричество приходится платить около 3 миллионов рублей в месяц. Приходится поднимать арендную плату, а кто это выдержит? Есть и другие нюансы: по закону в торговом центре для продавца обязательно должно быть место площадью, как минимум, девять квадратных метров, а на улице, к примеру, достаточно четырех. А ведь не каждому нужны большие площади.

— В конечном счете вы хотите передислоцировать всех продавцов с улицы в крытый рынок?

— Мы возвращаемся к теме эволюции. Кто-то, стоя на улице, достаточно испортил здоровье, но собрал какой-то капитал и хочет перейти в более цивилизованные условия. Пусть прибыль будет меньше, но вид, статус, здоровье будут лучше. Они сами эволюционным путем пришли к такому выводу. 80 процентов тех, кто сейчас продает в торговых центрах, выросли из наших продавцов и теперь привлекают других для продажи своего товара. Постепенно, может быть, через 5 — 7 лет до 90 процентов продавцов придут к тому, чтобы перейти в торговые центры. Но к чему их гнать туда силой?

В ФЗ-271 указано, что мы должны использовать капитальное здание. Но нигде не объясняется, что такое капитальное здание! По словарю, юридически, капитальное здание – это то, что прочно, неразрывно связано с землей. Но такие требования почему-то не предъявляются сетевикам: они могут построить здание на ленточном фундаменте, обшить сэндвич-панелями и всё – торгуй. У нас здание капитальное, есть подземная парковка, у нас очень серьезный фундамент. Монолитные бетонные колонны. Полы и потолки тоже монолитные. Естественно, у нас дорогая отделка. А зачем? Вот, например, когда покупатель приходит в МЕГУ, он не замечает, что там дешевые плитки на полу, отделки потолка нет. Ему нужен товар, он пришел смотреть не на красоту здания. Если товар хороший, он туда пойдет, и ему все равно, где он продается. За рубежом это поняли раньше и начали делать недорогие быстровозводимые здания.

По сути, та же МЕГА – это большой  склад, быстровозводимое здание. Если нам – рыночникам, разрешат строить быстровозводимые здания, как и сетевикам, то, по большому счету, это можно осилить за несколько лет. Но строить капитальные здания для рынков нерентабельно. Рынки, как мы их понимаем и принимаем, они погубят. Потом, через десятилетия, будем создавать департаменты по возрождению рынков. Умом Россию не понять.

— Сколько сейчас стоит арендовать место на вашем рынке? От чего зависит цена?

— Цена варьируется в зависимости от того, проходное место у продавца на рынке или нет. На улице квадратный метр стоит примерно 1100 рублей в месяц. А в торговом центре – от 500 рублей.

— Почему в здании торгового центра меньше?

— Потому что покупатели не идут в торговый центр, им привычнее и удобнее покупать товары на традиционном рынке. Поэтому в своем новом здании мы — для раскрутки и привлечения покупателей  — вынужденно и временно снизили арендную плату.

— Какова рентабельность вашего бизнеса?

— Раньше рентабельность достигала 25 — 30 процентов в год. Сейчас, если будет хотя бы 15 процентов, то это уже очень хорошо. Официальную инфляцию немного обгоняем, а неофициальную, конечно нет. Растут тарифы, налоги. Ужесточается законодательство. То есть очень много таких рычагов, которые не стимулируют малый бизнес, наоборот, сильно мешают ему развиваться и вообще существовать.

— Сколько сотрудников в штате вашей управляющей компании?

— Когда только начинали, было более 120 человек. Сейчас сокращаем штат из-за больших налогов по зарплате, и человеческие ресурсы используются, как шампунь: три в одном.

— Известно, что в 90-е годы хорошие капиталы делались именно на рынках. Некоторые предприниматели, заработав там стартовый капитал, продолжали открывать дополнительные точки, или уходили в другой бизнес. А сейчас реально заработать хорошие деньги на рынке?

— Я пришел на рынок в 1995 году. К 2000 — 2001 году палаток на рынке уже практически не осталось в процессе реконструкции. Рынок стал рентабельным. Хорошо начали зарабатывать и рыночные продавцы. Но какой у них тяжелый труд! Галерному рабу легче! Наша компания хотела построить десятиэтажный дом, чтобы люди, работающие на рынке, могли купить квартиры в этом доме в рассрочку и не ездить на работу издалека, построить крупный крытый рынок, торговый центр. Но помешал кризис. Очень сильно выросли цены на строительные материалы и энергоносители. Сегодня большие деньги на рынке заработать нереально. Ни управляющим рынком компаниям, ни индивидуальным предпринимателям на рынке, благодаря нашим замечательным законам, которые пишутся в "поддержку" малого и среднего бизнеса. Абрамовичи и Исмаиловы на наших рынках не вырастут — это точно. А средний класс наши непродуманные законы уничтожат, под корень. Как в 1937-м году.

— Расскажите, чем вы занимались до того, как возглавили рынок?

—  По специальности я инженер-механик. Второе образование экономическое. Я долгое время проработал на оборонном заводе. Привык к дисциплине, порядку, точности. В 1986 году я приехал в Елабугу строить Камский тракторный завод. Работал начальником цеха на литейном заводе. Затем меня перевели начальником цеха на станкоинструментальный завод (СИЗ), где я исполнял обязанности главного инженера, ездил по командировкам по всему СССР, строил завод от первого колышка до последнего станка …

Потом резко прекратилось финансирование, СССР развалился, наши специалисты могли оказаться без работы, а я же отвечал за них. Встал вопрос: что делать? Я пошел к генеральному директору СИЗа Александру Шуваеву и с его разрешения организовал в конце 80-х на заводе первый строительный кооператив. Мы начали строить в колхозах коровники, школы, дома культуры, даже церковь построили. Потом взяли в аренду фабрику школьной мебели в Елабуге, так как у нас были очень искусные деревомодельщики. Я как раз тогда приехал из Питера, привез проспекты с образцами царской  мебели и сказал мастерам — делать так же, по образцам. Начали выпускать очень хорошую, элитную мебель. Помню, первый образец мы выставили в магазин и велели не продавать — для определения спроса и цены. На второй день я пришел, а мебели нашей нет! Мне говорят: кто-то приехал, заплатил в десять раз больше и мебель забрал. Так мы стали понимать, какие цены устанавливать.

Начали развиваться, люди поняли, что даже на нерентабельной школьной мебельной фабрике можно выпускать элитную мебель, которая будет пользоваться спросом, если подойти к работе с душой и правильно все просчитать.

-То есть так вы заработали первоначальный капитал. А дальше?

— Да, появились деньги, мы начали расширяться, но фабрика расторгла  с нами договор, так как мы научили их работать, и они решили, что смогут сами делать деньги и без нас. Мои люди ушли, а у фабрикантов самих ничего не получилось. Не случайно Маргарет Тэтчер говорила: «Главное богатство любой страны – это люди».

На строительстве мы зарабатывали неплохие деньги, тогда это был очень прибыльный бизнес. Я много лет вкалывал на заводе за небольшую зарплату инженера, а тут поработал несколько месяцев — и вот, мерседес и полный багажник денег! В те времена, перестроечные, все зависело от тебя самого, от твоих способностей. Вставал в четыре утра, крутился сутками. Уставал, но работа нравилась.

Позже Святослав Бахметьев — бывший мой шеф, директор литейного завода на ЕлАЗе, пригласил меня на КАМАЗ, — работать по сбыту машин в южные регионы. Прекрасный был человек! КАМАЗы тогда не очень продавались. Мы наладили хорошие  контакты с китайцами, корейцами, казахами, начали  успешно сбывать КАМАЗы, заключали контракты на большие суммы. А потом на заводе двигателей КАМАЗа случился пожар. Но контракты все равно нужно было выполнять. Приходилось получать на КАМАЗе «велосипеды» без двигателей, гнать в Нефтекамск, там ставить кузова, потом гнать в Орск на тракторный завод и устанавливать двигатели ЯМЗ. После этого отдавали их заказчикам. А китайцы, корейцы очень придирчивые, очень нудно принимали заказ. Но, с другой стороны, научили нас хорошо работать.

— А как вы стали  хозяином рынка в Челнах?

— Был момент, когда у меня в Челнах уже были свои магазины, отстроен офис. Администрация Набережных Челнов в лице первого вице-мэра Рустама Гафарова предложила мне и моему компаньону взять в аренду нерентабельный на тот момент Автозаводский рынок. Все бы хорошо, но там был один нюанс – рынок этот хотя  и был муниципальным, но контролировался ОПГ «29 комплекс».

Предыстория была такова. В начале 90-х Автозаводский рынок  взяла в аренду компания «Сонар», директором которой был авторитет Адыган Саляхов по кличке «Алик». После окончания срока действия арендного договора он не продлевался, арендная плату «Сонар» не платил, порядка на рынке не было, налоговых отчислений тоже. Поэтому  администрация города  и решила забрать у них рынок и передать другому арендатору.

Вопрос  был крайне непростой. Я поехал в Москву, чтобы лично переговорить по этому вопросу с Саляховым, так как мы были земляками. И мне удалось договориться, что они рынок передают нашей компании мирно и никакого рэкета на рынке не будет.

— И они ушли так легко? Ведь для них рынок, наверное, был денежным потоком.

— В то время рынок был не очень выгодным бизнесом. Здесь продавали свой товар с ящиков из-под молока, условий никаких, антисанитария, грязь, — и покупатели на такой рынок почти не ходили. А у его тогдашних хозяев в Москве был хорошо раскрученный бизнес, и челнинский рынок являлся для них в основном головной болью.

С любым здравомыслящим  человеком можно договориться, то есть сделать предложение, от которого он не сможет отказаться. Это бизнес. Тем более — я приехал от администрации города…

До 1998 года никто к нам не подходил и не трогал наш бизнес. Потом выросли молодые  отморозки, начали предлагать «крышу». А зачем она нам? Мы работали с администрацией города, МВД, ФСБ.

Было очень нелегко, и мы прошли все круги ада тех лихих 90-х. От бандитского беспредела до милицейского. Но время идет и все меняется. Друзья могут стать врагами, а враги — друзьями! Это жизнь. И сейчас не могу сказать, чтобы нас беспокоили криминальные круги. Сейчас нас «кошмарят» по закону другие. Я думаю, и это пройдет. Все равно мы научимся жить и работать по-человечески и по закону, нет других путей.

Вообще, рынок сам по себе — очень тяжелый бизнес: тысячи людей, тысячи мнений, малейшая недосказанность или повышение цен, и все – уже митинг. А наш Автозаводской рынок в основном укомплектован сокращенными с КАМАЗа  инженерами, врачами, учителями. То есть люди грамотные, но не профессиональные продавцы. Мы нашли общий язык с предпринимателями. Спасибо, конечно, покойному Рашиду Саитовичу Хамадееву (мэр Набережных Челнов в начале 2000-х — ред.). Он лично помогал, когда мы проводили реконструкцию. Иногда сурово так говорил: «Не можешь работать с людьми, отдай рынок тому, кто может работать».

Тогда я собрал всех, кто любит писать во всякие инстанции жалобы, и предложил им создать совет рынка для координации действий. Так возник своего рода буфер между администрацией рынка и предпринимателями. Предложил им вместе думать над разными предложениями, идеями. Конечно, им ничего не нужно было тогда, лишь бы выжить: постояли в грязи, продали — если получится, собрали палатку и ушли. Сейчас многие говорят мне слова благодарности, смеются над тем, как раньше меня не понимали.

— Назовите три главных условия, необходимых, чтобы добиться успеха в бизнесе.

— Первое – нужно просто много работать. Не будешь работать, ничего у тебя не получится. Второе – это, идея, удача, везение, если проще — оказаться в нужное время в нужном месте c  хорошей идеей. Ну, и российский бизнес только на 15 процентов зависит от твоих  личных способностей, а  85 процентов — от знакомств, связей, законов, наконец. В одиночку невозможно работать, да и неинтересно. Если у вас все это есть, то вам повезло и успех от вас не уйдет! Если человек самодостаточный, он начинает заниматься общественными делами, начинает думать и заботиться о других. Мы часто являемся спонсорами спортивных и праздничных  мероприятий, праздников для детей-сирот, инвалидов, пожилых людей.

— Вы активно занимаетесь общественной работой. С чем это связано?

— Год назад, я со своими коллегами создал Союз рынков Республики Татарстан, к этому времени я уже был членом президиума Союза оптовых продовольственных рынков России. За это время мы провели международную и межрегиональную конференции по важнейшим для населения и предпринимателей России вопросам. За заслуги перед Союзом ОПРР и за хорошо организованную международную конференцию меня назначили заместителем генерального директора СОПРР.  Вообще, общественная организация, мне кажется, начинает работать там, где бездействуют чиновники. Мы как бы стараемся обратить внимание чиновников на проблемы, если их не замечают те, кто по долгу службы должен замечать. Мы стараемся им помочь, а не делать их работу. Мы только помощники. Нам ни денег, ни власти не нужно. Главное, сообща решить проблему страны или республики. Допустим, продовольственная безопасность страны — разве это моя головная боль? Есть государственные люди, которые за это отвечают в конце концов!

Вопрос продовольственной безопасности поднимался еще десять лет назад, и за это время ничего не изменилось. Засилье сетевиков продолжается. Это очень опасно.

Раньше стояла задача заполнить прилавки товарами, но сейчас, свой рынок продовольствия можно потерять вообще.

Сейчас практический каждый депутат имеет торговый центр или долю в одном из них. Если не он сам, то его жена или дети. И законы, соответственно, лоббируются для сетевиков. Обратил внимание на то, что нет ни одного депутата-рыночника, а ведь рынков в России тысячи. Интересы рыночников, отстаивать некому. Мне кажется, все должно быть по справедливости. Ведь в самые страшные годы страны, только рынки спасали народ, а сетевики сбежали бы сразу — их жизнь народа и страны не беспокоит. У них глаза, как у Скруджа МакДака — доллары!

На прошедшей в сентябре конференции, помощник президента РТ уважаемый  Краснов Анатолий Васильевич спросил, почему меня так беспокоит 271-й закон, ведь у меня есть торговый центр? Да, есть, но он вмещает 170 продавцов, хотя такая огромная площадь – 16 тысяч квадратных метров. А остальных 2,5 тысячи продавцов я куда дену? На улицу?

Это же наши люди! Они ведь бегут ко мне с каждой проблемой. Верят мне. Я с ними с 1995 года, и они мне, как члены семьи.

— Каковы ваши увлечения? Что вас интересует кроме бизнеса и общественной работы?

— Я очень динамичный человек, поэтому мои увлечения тоже активные: охота, катера, квадроциклы, снегоходы, автотуризм.

На охоте, важно не столько подстрелить дичь, сколько само единение с природой, общение с единомышленниками. Там даже сложные взаимоотношения выравниваются, люди становятся как то ближе друг к другу находясь в неформальной, порой экстремальной обстановке.

Люблю движение, путешествия. Часто езжу по миру, но не для того, чтобы лежать на пляжах с коктейлем в руках. И не для шопинга. Езжу для познания мира, изучаю чужую историю и культуру.  Нравится бродить по старинным улицам древних городов. Люблю историю и поэтому, наверное, коллекционирую раритетное оружие.

Еще люблю собак, их у меня три: сибирская хаски – голубоглазый Малыш, немецкая овчарка — Грей и среднеазиатская овчарка – волкодав Мурч. Ну и какой же дом без кошки?! Их у меня две.

Справка:

Сулейманов Наиль Наруллинович

Должность: президент ЗАО «Холдинговая компания «Тулпар», президент Союза рынков РТ, заместитель генерального директора Союза оптовых продовольственных рынков РФ.
Дата рождения: 2 января 1953 года.
Образование: высшее, кандидат экономических наук.
Основные этапы карьеры: слесарь 5 разряда, мастер, старший мастер, старший механик, начальник цеха ПО «ЕлАЗ», директор, генеральный директор, президент компании «Тулпар».
Семья: жена, дочь, сын, внучка.

Группа  компаний «Тулпар»

Дата создания: 2000 год.
Направление: предоставление в аренду торговых мест, площадей.
Основной собственник: Наиль Сулейманов.
Финансовые показатели в 2010 году:
Годовой оборот: 336 млн. рублей.
Выручка: 220 млн. рублей.
Численность сотрудников: 120 человек.
Средняя заработная плата: 20 447 рублей.
Налоговые отчисления: 52,8 млн. рублей.
Благотворительная помощь – 1,2 млн. рублей.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments