Кризис сказался на предпочтениях потребителей: москвичи стали чаще ходить на продуктовые рынки, минуя магазины. Если в 2008 году большинство жителей столицы переключились на сетевую розницу из-за удобства покупок и широкого ассортимента, то в начале этого года уже треть из них вернулись на рынки и стали там делать покупки раз в две недели. Ритейлеры отрицают отток покупателей. Клиент пошел в дискаунтер, где дешевле, чем на рынке, говорят они.
С наступлением кризиса призрак «нецивилизованной торговли» вновь появился на улицах и в умах потребителей, говорит управляющий партнер маркетингового центра Numbers Дмитрий Рыжаков. Компания мониторит рынок торговли с 2001 года ежеквартально, опрашивая по 600—1200 москвичей. По данным эксперта, активный переход покупателей от продуктового хаоса к сетевой торговле начался в 2001 году. «В далеком 2002 году потребители в 50 из 100 случаев выбирали рынки и только в 15 случаях — зарождающийся ритейл в классическом его понимании», — рассказывает г-н Рыжаков. Каждый год вплоть до 2008 года москвичи все активнее шли в магазины.
Однако в кризис кривая предпочтений снова развернулась в сторону рынков. Если в течение 2008 года 85% опрошенных стабильно выбирали продуктовую розницу, то к декабрю того же года, после того как грянул кризис, их количество сократилось на 9%. «Это неудивительно, времени стало больше — были сокращения, импульсивные покупки стали сходить на нет, рынки оказались в выигрышном положении», — говорит г-н Рыжаков.
Даже наметившийся рост доходов населения в четвертом квартале 2009 года не изменил тенденции вспять. «Так что 2010 год потребители и ритейлеры встретили по разные стороны баррикад», — отмечает эксперт. В январе 2010 года уже 35% москвичей не реже одного раза в две недели покупали продукты на рынках, тогда как еще в октябре 2009 года их было 29%. По прогнозам г-на Рыжакова, ритейл сможет опять замахнуться на потребителей рынков не раньше 2011 года.
Однако ритейлеры не признают оттока покупателей. «Не думаю, что покупатели ушли на рынок. Что им там делать? — спрашивает глава X5 Retail Group Лев Хасис. — Там же дороже, чем в магазинах». По его представлениям, люди в условиях кризиса ушли в магазины формата дискаунтер: «И мы видим это по нашим «Пятерочкам».
Глава «Виктории» Николай Власенко полагает, что данные экспертов завышены: «Треть — это многовато». Он считает, что население просто стало более чувствительным к цене, в результате начало рассматривать другие способы совершения покупок. «Если раньше 40% покупателей обращали пристальное внимание на цену, то теперь их количество увеличилось до 60%, — объясняет ритейлер. — Все розничные сети максимально сфокусировались на ценовом покупателе, потому что целевой стал уходить». По мнению г-на Власенко, покупатель вернется, когда стабилизируется экономическое положение в стране.